По его мнению, ТЭК мешает отсутствие основополагающего нормативного правового акта для организации отраслевого информационного обмена. Необходима реализация комплексного подхода и координации действий участников процесса развития ИКТ в топливно-энергетическом комплексе. Г-н Митрейкин убежден, что Минэнерго должно стать ключевым звеном в информатизации ТЭК России. "Одна из ключевых проблем - наличие бумажного документооборота, - считает г-н Митрейкин. - Но это не только проблема Минэнерго: это проблема всего российского госсектора, с которой министерства и ведомства должны справиться уже к концу 2010 г.".
По его словам, в начале сентября 2010 г. при Минэнерго образовалась рабочая группа по разработке концепции отраслевой аналитической деятельности. К работе группы, по словам г-на Митрейкина, могут подключиться все заинтересованные участники рынка ТЭК. Она будет заниматься разработкой единой политики информационно-аналитической деятельности в ТЭК России, созданием и доведением до всех участников ТЭК правил информационного взаимодействия, созданием центров компетенций и отраслевых информационных интеграторов, а также повышением степени достоверности информации об отраслях ТЭК.
"Умные" приборы приходят в ТЭК
Независимый эксперт сектора ТЭК Сергей Дятлов рассказал участникам круглого стола о новой концепции инновационного преобразования энергетики - Smart Grid. По его словам, основой Smart Grid станут "умные" измерительные приборы, которые будут установлены везде. На их основе будут создаваться различные информационно-измерительные системы. Но для их работы необходима инфраструктура, а с нею в России далеко не все так хорошо.
Приоритетные ИТ-направления в Smart Grid – это интеллектуальные счетчики и измерительные преобразователи; усовершенствованные автоматизированные информационно-измерительные системы (АИИС), работающие в режиме реального времени и содержащие распределенные интеллектуальные устройства, позволяющие использовать новые алгоритмы и методики управления; системы управления производством, системы управления ремонтами и техсостоянием оборудования, интегрированные интерфейсы к системам SCADA, управления спросом, коммерческой диспетчеризации, АСКУЭ, а также интегрированные коммуникации на базе разнообразных линий связи.
Какие ИТ-перспективы ждут энергосбыт
О задачах и перспективах ИТ в энергосбытовом бизнесе рассказал руководитель направления по ИТ и АИИСКУЭ КЭС-холдинга Владимир Гревцев. По его словам, заказчик хочет свести к минимуму взаимодействия с поставщиком энергии. Поэтому КЭС готовится к всплеску спроса на комплексные продукты и услуги - как на корпоративном рынке, так и на рынке частных пользователей. Он выделил стратегические цели бизнеса КЭС-холдинга – это капитализация абонентов; капитализация энергоэффективности; усиление конкурентной позиции на рынке и оптимизация расходов на абонента. Для осуществления поставленных задач в части ИТ было внедрено интегрированное ИТ-решение, включающее в себя единую биллинговую систему, контакт-центр, CRM, интернет-портал абонента, а также терминалы самообслуживания.К практическим примерам
Заместитель главного инженера по ИТ "Московская теплосетевая компания" Леонид Головин рассказал о реализации проекта по созданию информационной системы в этой организации. В ходе разработки системного проекта по созданию ИТКС было решено сделать ставку на решения, обладающие наилучшими технико-экономическими показателями. Было признано нецелесообразным построение собственной первичной сети в масштабах города: остановились на использовании ресурсов одного из городских операторов связи. Для повышения качества ИТ-сервисов было решено произвести внедрение технологий удаленного доступа и удаленного администрирования, что позволило ИТ-персоналу "Московской теплосетевой компании" обслуживать пользователей в филиалах со своих рабочих мест. При этом децентрализованными остались районные серверы поддержки инфраструктуры Консолидация информационных ресурсов была произведена на базе ЦОДа в головном офисе компании. В рамках проекта создана городская корпоративная сеть, объединяющая все объекты компании и использующая сверхбыстродействующие волоконно-оптические линии связи. По словам г-на Головина, последняя миля на 68 объектах составила более 200 км по ВОЛС. С учетом этого, по оценкам экспертов, сеть входит в 20-ку крупных корпоративных сетей.
Начальник службы развития КАСУ МОЭК Евгений Меркушенков МОЭК рассказал о том, что компания перешла к централизации ИТ. Ее первым этапом стало внедрение однотипных продуктов во всех подразделениях. В настоящее время идет выполнение завершающего этапа – построение единого информационного пространства МОЭК. Для создания системы учета финансово-хозяйственной деятельности выбрана платформа SAP R/3. Корпоративная информационная система на базе ПО SAP работает в 13 из 18 филиалов МОЭК, завершается тиражирование системы на подразделения общества, выполняется расширение функциональности системы. Исторические автоматизированные системы, не имеющие аналогов среди модулей ПО SAP, а также АСУ ТП подключаются к КИС МОЭК через интеграционную шину (SAP PI / IBM WebSphere). Основой ее стала единая корпоративная система нормативно-справочной информации (ЕКС НСИ), действующая на базе SAP MDM.
Участники круглого стола сошлись во мнении о том, что отрасль ТЭК продолжает ждать от информатизации гарантий эффективности и безопасности процессов. Кроме того, ИТ, ранее считавшиеся исключительно затратной статьей, сегодня дают возможность энергетикам извлекать инвестиционную пользу – с точки зрения оптимизации бизнеса и повышения его рентабельности.
Презентации участников круглого стола