Объем федерального финансирования здравоохранения вплотную приблизился к отметке в полтриллиона рублей. Заметная часть этих денег пойдет на информатизацию отрасли, точнее — на создание единой государственной информационной системы (ЕГИС). Она будет централизованной и облачной: основная часть медицинских данных граждан России разместится в специально создаваемом федеральном ЦОД. Как все это будет реализовано? Этот вопрос волнует сегодня очень многих — медиков, пациентов, ИТ-специалистов и ответственных за информатизацию чиновников. Актуальную тему обсудили участники конференции "Новые медицинские технологии", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
Государство тратит большие деньги на информатизацию здравоохранения и стремится быстро внедрить самые передовые технологии. Последствия этого — пересмотры концепций и частые переназначения ответственных за их реализацию, переносы сроков, противоречия со сложившимся в отрасли менталитетом, зависимость от политической конъюнктуры. На этом фоне вендоры, разумеется, стараются как можно больше замкнуть отрасль на свои решения, сделав классический "vendor lock-in" регионального, а еще лучше — федерального масштаба.
О темпах и характере информатизации российской государственной медицины можно судить по следующим фактам. В марте 2011 г. была принята концепция создания единой государственной информационной системы (ЕГИС) для учреждений здравоохранения. Для реализации этой ЕГИС облачной архитектуры сейчас создается федеральный центр обработки данных (ФЦОД). В ноябре завершился аукцион на закупку программно-аппаратного комплекса (ПАК) для ЕГИС, проведенный на средства, выделенные Минздравсоцразвития на 2011 г. Поставка и установка этого ПАК начнется уже через несколько дней, в декабре, а до февраля 2012 г. ПАК будет сконфигурирован под 6 разрабатываемых федеральных сервисов в сфере здравоохранения. "Разработка одного из них заканчивается в 2011 г. благодаря тому, что конкурс был объявлен ранее, за счет финансирования Минздравсоцразвития, где он был заложен в планы", — сообщил на конференции CNews директор департамента информатизации этого министерства Вадим Дубинин.
Пилотная эксплуатация базовых сервисов начнется в марте 2012 г. в 8 регионах. Вероятно, ими станут Белгородская, Волгоградская, Ивановская, Омская и Свердловская области, Ставропольский край, республики Башкортостан и Саха (Якутия). Здесь пройдет практическая проверка интеграции региональных компьютерных систем с федеральным компонентом ЕГИС для электронной записи к врачу; интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК); информационно-аналитической системы Минздравсоцразвития и некоторых других компонентов ЕГИС.
Пилотным регионам предстоит тестирование этих сервисов и участие в формировании заданий на их доработку. При этом "подразумевается не дополнительное финансирование, а другая система контроля и управления процессом информатизации", — подчеркнул Дубинин.
"При желании регионы могут участвовать в работах, связанных с развертыванием системы в федеральных масштабах и, может быть, даже заключать соглашения с другими регионами. Будет предпринята попытка создания в каждом из регионов неких центров компетенций, которые в дальнейшем могут быть использованы для распространения опыта. Специализация регионов (один концентрируется на создании ИЭМК, другой — на очередях и т.д.) позволит сконцентрировать ресурсы, создать более качественные и понятные наработки, но пока этот вопрос только обсуждается. Я планирую до Нового года провести широкую ВКС с 8 пилотными регионами. Потом к обсуждению будут привлекаться 10–15 других регионов", — сказал спикер.
В июне 2012 г. планируется запуск 6 созданных сервисов в промышленную эксплуатацию во всех регионах РФ на базе арендованного пилотного ФЦОД. По словам Дубинина, он будет действовать, скорее всего, в течение полугода, пока не решится, на какой площадке и какими средствами будет создан постоянный ФЦОД Tier 3.
Архитектура типового проекта учитывает, что далеко не все лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) России подключены к качественным каналам связи. Поэтому в ЕГИС будут дифференцированно использованы "тонкие" и "толстые" клиенты (автоматизированные рабочие места). Типовой план-график работ по созданию регионального сегмента ЕГИС скоро будет утвержден и разослан по регионам. Он учитывает все версии методических рекомендаций, хотя их согласование с регионами не завершено. Например, по этому графику с 1 по 3 квартал 2012 г. должна быть обеспечена услуга электронной записи к врачу, а в 1 квартале 2012 г. должна быть готова система мониторинга реализации программ модернизации здравоохранения. "Предполагается ввести жесткий контроль показателей на уровне правительства", — пообещал Дубинин.
О проблемах создания ИЭМК на конференции CNews рассказал заведующий отделением ИТ Гематологического научного центра Минздравсоцразвития Борис Зингерман (один из авторов статьи, где в 2009 г. впервые был употреблен термин ИЭМК). Создание этой карты не сводится к принятию стандартов, утверждению списка полей и неопределенному указанию, что карта должна работать "в облаке". Спикер объяснил, что ИЭМК нельзя относить к управленческим системам; надо четко отделить эту карту от медицинской информационной системы, а слой сбора информации на уровне конкретного ЛПУ — от слоя интеграции. Следует также уделить особое внимание автоматической идентификации пациентов, определить подходящие медикам простые и эффективные способы разделения прав доступа, начать поэтапно дополнять текстовые записи врачей структурированной информацией, пригодной для аналитики и статистической обработки. "Существует общепризнанная концепция персональной электронной медицинской карты, позволяющей вовлечь в процесс внедрения новых медтехнологий непосредственно самих пациентов, заставить их более активно заботиться о своем здоровье", — напомнил Зингерман участникам конференции.
По мнению коммерческого директора компании "Открытые технологии" Григория Шевченко, "все составляющие и уровни базируются на информационном ресурсе граждан, который является системообразующим фактором и источником информации. Личные информационные системы, объединенные в глобальную сеть, являются основой для информационного обеспечения культуры здоровья". Шевченко — один из авторов монографии "Стратегия информатизации медицины". Он предложил включить разработку инфраструктуры для личных информационных систем и ресурсов граждан России в национальную программу "Здоровье", а также полноценно учесть частные, коммерческие, научно-образовательные и международные организации в рамках государственной концепции.
Комплексные решения вендоров
В каждом четвертом российском ЛПУ можно найти продукты НИПК "Электрон". Эта компания известна и за рубежом — в основном благодаря OEM-производству CCD-матриц. В одной немецкой клинике была развернута модульная КМИС НИПК "Электрон", к которой удаленные АРМ на базе разных ОС (включая мобильные) и локальные PACS подключаются через терминальные серверы и через web-интерфейс. Эта КМИС интегрируется с другими ИС, работающими по стандартам DICOM, HL7 и нескольким другим. Аналогичная система к сентябрю 2012 г. будет внедрена в России. Руководитель проекта Вадим Казаров рассказал на конференции о своей системе, пояснив, что лечебно-диагностический процесс является в ней центральным. В других представленных на рынке решениях "данный процесс автоматизирован недостаточно, хотя именно он служит причиной, по которой потребитель медуслуг приходит в больницу, поликлинику, любое другое ЛПУ", — считает он.
Ренат Юсупов: Завершить модернизацию здравоохранения к 2020 г. вполне реально
На вопросы CNews ответил Ренат Юсупов, старший вице-президент Kraftway.
CNews: Насколько имеющаяся ИТ-инфраструктура ЛПУ, особенно в регионах, соответствует потребностям отрасли?
Ренат Юсупов: Если заниматься информатизацией здравоохранения, то нужно начинать как сверху, так и снизу, т. е. идти с двух сторон. Конечно же необходимо запускать ЦОДы, протягивать каналы, строить системы доступа к облачным медицинским приложениям и одновременно создавать локальную инфраструктуру, тянуть сети, а затем обучать пользователей. Это сложный процесс, подобный тому, который происходил в сфере образования во время волны информатизации в первом десятилетии ХХ века, который не принёс ожидаемого результата. Однако, у отрасли здравоохранения существуют и свои плюсы, которые дают надежду на результативность проекта: в образовании не существует простого механизма информатизации основного процесса обучения, надо заходить с периферийных процессов, постепенно подходя к информатизации наиболее сложной части – передаче знаний от учителя к ученику. А в медицине процесс лечения достаточно хорошо укладывается в простые логические схемы и регламенты - запись на прием, оказание услуги, учёт израсходованных ресурсов, финансовые транзакции и т. д.
Михаил Переверзев: Задача унификации стандартов передачи медицинских данных становится сегодня ключевой
На вопросы CNews ответил Михаил Переверзев, руководитель департамента сетевых решений ЗАО "ФУДЖИФИЛЬМ-РО", медицинские системы.
CNews: Какие основные требования должны быть выполнены для успешной информатизации российского здравоохранения?
Михаил Переверзев: Принятая Минздравсоцразвития в апреле 2011г. Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения предполагает реализацию единого информационного пространства на федеральном и региональном уровне, а также на уровне отдельных ЛПУ. Это определяет целый ряд требований к системам.
Юрий Гулько: Создание Центра дистанционной диагностики – реальное решение для обеспечения глубинки современными медицинскими услугами
На вопросы CNews отвечает Юрий Гулько, коммерческий директор «ТехноМедикал».
CNews: Как вы оцениваете уровень оснащенности российских ЛПУ современным оборудованием? Готовы ли медучреждения к тому, чтобы принять самую современную технику, как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения наличия квалифицированного персонала?
Юрий Гулько: Оснащенность российских лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием в ходе реализации Программы модернизации здравоохранения субъектов РФ достигнет к концу 2012 года беспрецедентных масштабов. Во многих регионах на уровне муниципального здравоохранения появляются диагностические и лечебные методики, недоступные ранее для врачей.
Павел Басин: Развитие здравоохранения в России идет полным ходом
На вопросы CNews ответил Павел Басин, руководитель группы по развитию бизнеса, департамент аппаратных средств, IBM EE/A.
CNews: Как вы оцениваете уровень ИКТ-оснащенности российского здравоохранения в настоящее время?
Павел Басин: Существующие тренды, выбранные для ИКТ в здравоохранении и отображенные в концепции создания системы "Здоровье", достаточно прозрачны. По опыту работы компании IBM в других странах в данной индустрии, сам факт того, что развитие здравоохранения в России идет полным ходом, говорит о том, что масштабная работа уже делается и руководство страны понимает, что данная отрасль является наиболее приоритетной для развития общества.
Артем Маковецкий: Инфраструктуру в здравоохранении можно назвать скорее прогрессирующей, нежели стагнирующей
На вопросы CNews ответил Артем Маковецкий, ведущий разработчик «Мототелеком».
CNews: Насколько доступна российским медикам видеоконференцсвязь? Как можно снизить издержки на подобные проекты?
Артем Маковецкий: Одна из отличительных черт рынка ВКС-решений заключается в том, что он не является сплошным, а состоит из различных сегментов, определяемых кругом решаемых задач. Это и баснословно дорогие решения TelePresence с одной стороны, и весьма дешевые, предназначенные для проведения вебинаров разработки, с другой.