ИТ позволят железнодорожному транспорту пережить "эпоху перемен"

страницы:

Главной задачей, которая стоит перед железнодорожниками в перспективе ближайших лет, по мнению Владимира Якунина, президента "РЖД", открывшего конференцию "Инфотранс 2010", являются обеспечение информационного взаимодействия предприятий холдинга с федеральными органами власти, как в области капиталовложений, так и в сфере модернизации всей инфраструктуры управления перевозками между субъектами РФ на фоне отсутствия надлежащих контактов между различными транспортными компаниями (особенно со стороны морского транспорта) и местными властями. В результате такой модернизации в ближайшие 5 лет должны быть решены задачи, связанные, например, с электронным декларированием грузов (этим занимается специальная рабочая группа).

Особое внимание, по словам господина Якунина, будет уделено аналитической составляющей - планированию и прогнозированию, а также обеспечению достоверности информации путем предварительного анализа с помощью информационных экспертных систем. Понятно, что точно определить сроки исполнения подобных проектов в условиях разобщенности игроков рынка грузовых и пассажирских перевозок крайне сложно.

Транспортное законодательство не готово к ИТ-инновациям

Участники пленарного заседания "Инфотранс 2010" сходятся во мнении, что происходящие внутри компании "РЖД" процессы модернизации напрямую влияют на состояние российского общества и бизнеса на пути к глобальной информационно-ориентированной модели. Соответственно, используемые наработки и практики внедрения ИТ могут лечь в основу инициатив для изменения транспортного законодательства и перспективного применения существующих решений в масштабах всей страны (включая построение "электронного правительства" и т. д.). Владимир Клименко, заместитель председателя комитета по транспорту Государственной Думы Федерального Собрания РФ, отмечает, что наличие разрозненных реализованных информационных транспортных систем не позволяет достичь максимального экономического эффекта, поэтому столь важна их интеграция, осложняемая, в том числе, законодательными барьерами. В качестве примера он приводит существовавшую до недавнего времени (до внесения поправок в закон "О связи") ситуацию с регистрацией оборудования для связи, позиционированного как устройства повышенной опасности, что подразумевало задержку в 1-2 года для выполнения всех предписаний регуляторов.

Кроме того, наметившаяся "либерализация" обеспечения безопасности перевозок с принятием в 2007 году соответствующего законодательства (Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" – прим. CNews) положила начало интересу со стороны субъектов рынка транспортных услуг к ИТ-решениям в области спутниковой и беспроводной связи. В частности, на конференции в рамках одной из секций в течение двух дней обсуждался вопрос выбора технологий для построения систем цифровой связи. Речь шла о GSM-R-диапазоне, частоты под который были выделены в конце 2009 года (соответствующее постановление о внесении изменений в таблицу распределения частот было подписано 25 декабря 2009 года), чему предшествовало достаточно длительное взаимодействие с военными ведомствами, занимающими этот диапазон. Теперь же, отмечают игроки рынка, перед железнодорожниками стоит проблема выбора соответствующего оборудования для внедрения таких сетей повсеместно, а также обеспечения взаимодействия с соседними странами, где уже функционируют сети GSM-R и подготовки соответствующей нормативной базы, поскольку, как отмечает Владимир Воронин, заместитель генерального директора НИИАС, в России существует разница в подходе к работе систем автоматики, и цифровая связь в GSM-R на следующем этапе развития будет использоваться не только для диагностики, но и для передачи команд.

Еще одним направлением работы является формирование в России необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей работу интеллектуальных транспортных систем. Здесь отечественные игроки уступают западным коллегам, которые активно развивают это направление на протяжении более 20 лет. Комитет по транспорту Госдумы в течение года работает над законом на базе концепции по созданию единых правил, норм и стандартов интеграции всех видов транспортной инфраструктуры, повышения эффективности и доступности транспортных услуг для потребителя, комплексной безопасности и надежности.

Стать ИТ-лидером

В системе предприятий РЖД особое положение занимает система управления транспортными накладными ЭТРАН, к которой подключено свыше 840 организаций и партнеров (у 253 из них документооборот защищен ЭЦП) и которая формирует сегодняшний образ холдинга как клиенториентированного игрока. Тем не менее в области международных контейнерных и других видов перевозок крупногабаритных грузов использование юридически значимой документации с применением электронно-цифровой подписи пока не решено, хотя и перестало являться непреодолимым препятствием. В результате сближения интересов холдинга и отечественных регуляторов в лице ФТС введение таких технологий в правовое поле России и приграничных государств может способствовать появлению безбумажного документооборота, формированию единого информационного пространства, повышению эффективности сотрудничества с таможенными органами сопредельных с Россией стран. В частности, такой пилотный проект СЭД уже развернут, и действует на Октябрьской железной дороге и Северо-западной таможне.

Оценка динамики развития электронного взаимодействия в отрасли

Источник: CNews Analytics, 2010

Образование двух собственных центров разработки программного обеспечения (ПТКБ ЦКИ и ОЦРВ) снизило зависимость предприятия от сторонних разработчиков и дало возможность использовать этот потенциал и для внешнего рынка, включая внедрение систем в дочерних компаниях и у других игроков, в том числе из стран СНГ.

страницы: