Электронное правительство реально заработает и начнет приносить ощутимую пользу только тогда, когда сервисы госуслуг будут развернуты на региональном и муниципальном уровнях. Потому что большинство услуг граждане получают именно там. Также и основные проблемы, которые нас волнуют в повседневной жизни, находятся в ведении местных органов власти. Успехи и сложности региональной информатизации обсудили участники конференции "ИКТ в госсекторе 2013", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
Ульяновская область: продвижение госуслуг
Реализация требований 210-ФЗ и переход к электронным госуслугам остаются в центре внимания ИТ-руководителей в органах власти на федеральном и региональном уровнях. Однако фокус дискуссий сместился с разработки госусулуг на их продвижение. Например, в Ульяновской области при населении 1 млн 300 тыс. на портале госуслуг зарегистрировалось всего 35 тыс. человек. Эта статистика, по мнению Светланы Опенышевой, министра информационных технологий Ульяновской области, говорит о том, что госуслуги нужно не только внедрять, но и активно продвигать, иначе об отдаче инвестиций в их создание говорить не имеет смысла.
Также стоит пересмотреть подход к созданию пунктов доступа в интернет на базе почтовых отделений и в других местах. Дело в том, что человек, имеющий компьютер, на пункт доступа скорее всего не пойдет, а те, у кого компьютера нет, не смогут им воспользоваться без посторонней помощи — граждан нужно обучать. С этой целью лучше создать банк лучших практик, а на базе МФЦ развернуть центры обучения, чтобы помочь людям начать пользоваться госуслугами самостоятельно.
В ходе реализации ряда проектов обнаружилось, что развитие электронной демократии сталкивается с проблемой: персонализация публичного участия граждан в работе власти обратно пропорциональна величине участия. Иначе говоря, граждане предпочитают сохранять анонимность, когда они сообщают органам власти об их некачественной работе. Корень этой проблемы в низком уровне доверия к власти вообще, обусловленном историей страны, и одними только информационными технологиями ее не решить.
Конечно, следует вести разъяснительную работу, повышать информационную грамотность и правовую культуру граждан. Стоит также предоставить гражданам и другие форматы взаимодействия в сети, чтобы выстроить эффективные каналы обратной связи.
Северная Осетия-Алания: слово населению
Пожалуй, самым важным эффектом от создания электронного правительства стоит считать вовлечение граждан в управление регионом, а не только пассивное получение каких-либо госуслуг. Это демонстрирует проект "Народный контроль", запущенный в республике Северная Осетия-Алания. Каждый житель через сайт может сообщить о проблеме, указав ее местонахождение, приложив фотодоказательства, и поддержать заявленные другими проблемы, сделать их значимее. Таким образом граждане могут активно влиять на работу различных служб и фактически становятся элементом системы управления территорией.
Сейчас в Республике Северная Осетия-Алания доступны более 20 услуг в электронной форме, их получение возможно через региональный портал госуслуг, инфоматы и банковские терминалы. Планируется, что к концу лета 2013 года не менее 20% жителей Владикавказа будут получать услуги через "одно окно".
1 января 2013 года в Республике Северная Осетия-Алания, как и в других регионах РФ, начался прием заявлений на выдачу универсальных электронных карт. На данный момент принято более 500 заявлений на УЭК. А к концу этого года с учетом федеральной квоты в 1000 карт регион планирует выдать 4000 карт. 6 марта 2013 года в Северной Осетии состоялось торжественное вручение первых семидесяти УЭК. На данный момент обладатели универсальной электронной карты могут воспользоваться ей в качестве замены полиса ОМС, пенсионного свидетельства и ИНН, а также в качестве персонального идентификатора. Кроме того, УЭК можно использовать как платежный инструмент российской системы "ПРО 100".
Однако построение электронного правительства не проходит абсолютно гладко. Леонид Кесельбренер, заместитель председателя правительства республики Северная Осетия-Алания, обозначил еще одну болевую точку на карте продвижения госуслуг: федеральные ведомства должны унифицировать свои требования к техническим средствам обеспечения защиты информации, иначе на регионы ложится избыточная нагрузка по приобретению этих комплексов для подключения к каждой федеральной системе.