В 2012 году темп внедрения ИКТ в госсекторе замедлился и вопросам информатизации на высшем уровне стало уделяться гораздо меньше внимания. Причина в отсутствии четких сроков и зависании многих ИТ-проектов. Отрасли нужна перезагрузка, которая обеспечит ускоренное движение к информационному обществу. О ходе реализации ключевых государственных ИТ-инициатив и актуальных задачах ведомственной информатизации рассказали участники конференции "ИКТ в госсекторе 2013", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.
Курс на информатизацию государственного управления был взят руководством страны еще в начале "нулевых" годов, когда действовала ФЦП "Электронная Россия". Но заявленные цели не были достигнуты по многим причинам: в связи с недостаточностью финансирования, наступившим экономическим кризисом и отсутствием достаточных компетенций на стороне заказчика и исполнителей. В целом период 2000-2008 гг. можно назвать этапом "феодальной информатизации", когда ведомства строили свои информационные системы независимо друг от друга, инвестируя средства преимущественно в развитие инфраструктуры и не думая об интеграции с другими ОГВ.
Новый импульс государственная информатизация получила с приходом в Минкомсвязи команды Игоря Щеголева в 2008 г. В это время были запущены многие механизмы и проекты, которые дали положительный эффект. В частности, была создана и активно работала правительственная комиссия по информатизации, был разработан системный проект, началось создание систем МЭДО и СМЭВ, призванных обеспечить интеграцию разрозненных информационных потоков в госуправлении, и значительно укрепилась нормативно-правовая база — был разработан и принят целый ряд законов, подталкивающих чиновников к более широкому применению ИКТ. Например, требования закона 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", работая только с бумагой, выполнить просто нереально.
По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства, улучшив свои позиции на 32 пункта — в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. Это можно считать интегральной положительной оценкой деятельности Минкомсвязи, ИТ-подразделений органов власти, единого подрядчика в лице Ростелекома и всех участников рынка, занятых выполнением госконтрактов.
Однако в 2012 г. после выборов и ряда кадровых перестановок в руководстве приходится констатировать замедление хода государственной информатизации. Прежде всего это прослеживается в ослаблении внимания к задачам внедрения ИКТ — правительственная комиссия по информатизации, которую возглавил Владислав Сурков, стала собираться значительно реже, чем ранее. Так, среднее число заседаний сократилось с 1,89 при Сергее Собянине до 0,22 в текущий период.
Раздвоение вертикали ИТ-власти, которое произошло после назначения Министром связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова и создания в администрации президента управления по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, которое в должности помощника президента стал курировать Игорь Щеголев, отнюдь не способствует эффективной работе, поскольку в условиях неопределенности чиновники склонны занимать выжидательную позицию.
Тем не менее, нужно отметить достижения 2012 года. Во-первых, СМЭВ все-таки заработала, хотя это заслуга скорее не регуляторов и Ростелекома, а ИТ-директоров в федеральных министерствах и в регионах. Стоит упомянуть и масштабный проект видеонаблюдения за выборами, который был реализован в очень короткие сроки. Успешно выполняются проекты в различных федеральных ОГВ и в регионах. В целом можно сказать, что маховик государственной информатизации уже раскручен настолько, что никакие организационные неурядицы его не остановят.
УЭК — золотой ключик к госуслугам
По-прежнему сдерживающим фактором на пути более широкого использования госуслуг остается сложность процедуры получения и использования квалифицированной электронной подписи, необходимой для идентификации гражданина в системе и совершения им юридически значимых действий. В противном случае порталы госуслуг останутся витринами данных, не более того. Алексей Попов, президент "УЭК", рассказал, каким образом УЭК может решить эту проблему, а также других сферах применения карты, например, на транспорте или для получения выплат по пособиям.
Именно универсальность должна стать основным конкурентным преимуществом УЭК по сравнению с другими аналогичными проектами — такой вывод сделали разработчики, тщательно изучив разнообразный международный опыт, и решили по примеру Малайзии совместить функции идентификации гражданина и платежные инструменты на одной карте, благо технологии это позволяют.
Внедрение проекта УЭК будет способствовать увеличению доли безналичных расчетов, развитию широкого спектра удобных для граждан услуг в сфере транспорта, ЖКХ, медицины, электронной коммерции, страхования, туристического обслуживания и др. - везде, где УЭК позволит заменить собственноручную подпись гражданина электронной квалифицированной подписью, носителем которой она является. Разумеется, в первую очередь речь идет о госуслугах как самом массовом целевом сегменте применения УЭК.
Однако это пока в теории. На текущий момент авторизация на портале госуслуг при помощи УЭК не поддерживается, для этого Ростелеком сначала должен выполнить доработки ЕПГУ. В то же время некоторые региональные порталы уже позволяют получать госуслуги посредством УЭК, всего таких услуг на сегодня насчитывается более 3 тыс. Например, в Волгоградской области можно оформить пособие на рождение третьего ребенка, используя универсальную электронную карту.
Поднять качество пользовательских интерфейсов
Руководством страны поставлены очень амбициозные цели — обеспечить к 2018 году уровень удовлетворенности граждан качеством госуслуг не менее 90% и уже к 2014 году сократить время ожидания в очереди до 15 минут. Критически важным для достижения этих показателей является юзабилити государственных информационных систем (или "пригодность к использованию" согласно новому ГОСТ Р ИСО 9241-11-2010), считает Дмитрий Сатин, советник Министра связи и массовых коммуникаций, один из наиболее известных в России экспертов по проектированию пользовательских интерфейсов. Причем эта проблема имеет две стороны — разработчики должны позаботиться как о качестве интерфейсов взаимодействия граждан с порталами госуслуг и веб-сайтами органов власти, так и о юзабилити внутренних системам ОГВ с целью достижения целевых показателей деятельности пользователей, т. е. самих госслужащих.
Пока же достичь экономии времени посредством использования многих официальных сайтов госуслуг не получается. Энтузиасты порой тратят по много часов, чтобы разобраться с системой и преодолеть все препятствия, а в итоге все равно приходится подавать документы по старинке, на бумаге. Но появилась надежда, что в скором времени ситуация изменится — правительственная комиссия по ИТ среди приоритетов по информатизации ОГВ утвердила переход к единым стандартам пользовательских интерфейсов.
Разумеется, сама по себе стандартизация не решает проблемы качества интерфейсов – так же как и взаимные обвинения заказчиков и разработчиков систем для ОГВ. Чтобы переломить сложившуюся негативную тенденцию, когда создаются "методологически правильные", но совершенно неудобные и непонятные для людей системы, Минсвязь намеревается привлечь к обсуждению проблемы экспертное сообщество, в том числе и пользователей госуслуг, мнения которых до сих пор никто не спрашивал.
Больше госуслуг за меньшие деньги
Федеральные ведомства значительно продвинулись в информатизации, во многом благодаря массированными инвестициям в ИТ, сделанным в предыдущие годы. Сейчас же на фоне сокращения бюджетов на ИТ требования по достижению целевых показателей наоборот повышаются, отметил Сергей Сапельников, заместитель руководителя Росреестра.
База данных Росреестра содержит 140 млн объектов адресации, это один из самых крупных адресных массивов в мире. (Для сравнения: в "Яндекс-картах" только 20 млн адресов.) В архитектуре СМЭВ Росреестр занимает важное место, являясь поставщиком 11 видов информации из ЕГРП и ГКН, только за 2012 г. выдано более 4,2 млн сведений органам власти всех уровней.
Исторически сложилось, что Росреестр поддерживает две важных информационных системы — ЕГРП, Единый государственный реестр прав, и ГКН, государственный кадастр недвижимости. Вполне логичное решение об их объединении в Единый государственный информационный ресурс объектов недвижимости (ЕГРОН) пока встречает препятствие в виде низкого качества данных. Так, сходимость ЕГРП и ГКН в среднем составляет 30-60%, а в Чеховском районе Московской обл. – лишь 2%, т. е., Росреестру предстоит проделать большую работу по очистке данных.
Большим направлением развития межведомственного взаимодействия в 2013 станет создание "геоинформационного сегмента СМЭВ", предназначенного для организации межведомственного обмена пространственными данными. В принципе, эти геопространственные данные могли бы быть интересны и для коммерческого использования как геоподоснова различных сервисов, однако военные пока запрещают это делать из соображений секретности, хотя сами космические снимки закуплены у западных поставщиков.
Ипотеки, наследственные дела, простые сделки между гражданами должны оформляться в электронном виде. Нотариальное сообщество будет готово к этому, когда соответствующие изменения в законодательстве вступят в силу, потому что уже сейчас нотариусы активно используют электронные выписки из ЕГРП и ГКН, которые предоставляет Росреестр. Однако пока еще приходится убеждать суды принимать их.
Росреестр готовится и к оказанию дополнительных услуг населению на базе разработанных сервисов. Например, уже в скором времени можно будет "поставить квартиру на дежурство" — т. е. подписаться на получение уведомлений об обременениях, аресте или иных действиях в отношении вашей собственности.
Судить об отдаче инвестиций в информатизацию Росреестра можно по такому целевому показателю, как совокупные поступления в консолидированный бюджет, которые превысили плановый показатель более чем в 2,1 раза и составили более 3,3 трлн руб., во многом благодаря уточнению границ владений в кадастре недвижимости и доначислению налогов на собственников земли.