Еще одна система - ИС "Электронная приемная", которая предоставляет заявителям возможность дистанционного получения государственных услуг. Функциональность - запись на прием в организации, получение документов в электронном виде, сведений о размерах возможных государственных услуг, предоставление всей необходимой справочной информации (реестр служб, документов и пр.). В системе около 10 тыс. пользователей, выдано более 3 тыс. электронных документов. По мнению представителя "Энвижн Груп", при существующей централизованной ИТ-архитектуре технология тонкого клиента – наиболее оправданный подход к построению распределенных ИС. Эта технология позволяет минимизировать требования к рабочим места, повысить производительность ИС, увеличить ее отказоустойчивость и управляемость.
Об использовании облачных вычислений и аутсорсинга
Владимир Дрожжинов (Центр компетенции по электронному правительству) отметил важность системного подхода, продуманного в масштабах государства подхода к информатизации органов власти. На сегодняшний день регионы России реализуют проекты информатизации и автоматизации госуслуг самостоятельно, по собственной методологии, забывая порой о новых прогрессивных технологиях – таких как облачные вычисления и аутсорсинг ИТ-услуг. Информатизация традиционным способом – путем создания собственных распределенных ИС и обслуживания силами внутреннего подразделения – экономически неэффективна.
Сравнение традиционной модели владения ИТ-инфраструктурой с использованием облачных вычислений (по результатам внедрений, выполненных IBM)
Операция | Традиционная ИТ-инфраструктура | Использование ОВ |
Выполнение тестирования | Недели | Минуты |
Управление изменениями | Месяцы | Дни/часы |
Управление версиями программ | Недели | Минуты |
Доступ к услугам | Через администратора | Самообслуживание |
Измерение/биллинг | Фиксированная стоимость | В зависимости от объема услуг |
Загрузка сервера/памяти | 10–20% | 70–90% |
Период окупаемости | Период окупаемости | Месяцы |
Источник: Центр компетенции по электронному правительству, 2010
Так, согласно результатам исследований компании IBM, приведенных докладчиком, до 85% ресурсов в собственной распределенной ИС недогружено, а 66% затрат на ИТ – это затраты на поддержание работоспособности ИС, а не на развитие функционала. На сегодня, по мнению Владимира Дрожжинова, бизнес-модель облачных вычислений и аутсорсинга, предполагающая оплату ИТ-сервисов по факту и в объеме их получения, должна стать базовой для информатизации органов власти.
Технологическая открытость и свободный код
Как известно, сегодня многие правительства западных стран делают ставку на переход с проприетарного ПО на свободное. План реализации Стратегии развития информационного общества до 2011 года содержит пункты по внедрению СПО в сфере образования, а в системном проекте по электронному правительству имеются прямые указания на использование СПО при информатизации органов государственной власти РФ. И хотя реализованных проектов внедрения ИС на базе свободного кода в органах власти РФ сейчас очень мало, определенное беспокойство поставщиков лицензионного ПО понятно и оправданно.
Представитель Microsoft Владимир Габриель попробовал убедить слушателей семинара в том, что крупнейшая компания – поставщик ППО не является противником свободного кода, более того – активно сотрудничает с поставщиками СПО и даже участвует в совместных СПО-проектах (например, динамические языки в .NET, повышение эффективности работы PHP на Windows Server, адаптация Windows и Linux к работе в виртуализованном окружении и ряд других). Современная бизнес-модель Microsoft – коммерческое ядро, на котором хорошо работают любые свободные приложения. По мнению Владимира Габриеля, бизнес-стратегия, основанная на идеологии свободного кода, не может быть жизнеспособной (и последние события вокруг французской компании Mandriva, следует признать, отчасти подтверждают данный тезис докладчика). На сегодня Microsoft создан центр компетенции по СПО (Microsoft Open Source Technology Center), существует СПО-сообщество (port25), и в целом Microsoft не видит идеологических расхождений с СПО-компаниями. Технологическая открытость ("интероперабельность"), то есть возможность взаимодействия различных систем и организаций – вот что сейчас актуально. Но открытость – это не только технологическая проблема. В государстве должны присутствовать еще три вида открытости: нормативная (наличие нормативной базы обмена признаваемыми всеми ведомствами документами, нормативное регулирование электронного правительства и его отношений с организациями и гражданами), организационная (процессы работы ведомств формализованы, согласованы, совместимы, непротиворечивы, рациональны и отвечают целям eGov) и семантическая (термины, значения полей и документы понимаются одинаково и передаются без потерь и искажений между ведомствами и гражданами).
Дмитрий Фишелев (PingWin Software) отметил, что опыт внедрения СПО в российских органах власти сегодня невелик и фактически пока использование СПО – лишь тема для широкого обсуждения. Один из немногих реальных проектов – успешное внедрение системы электронного документооборота для Минкомсвязи России на основе Босс 4J и Enterprise DB. Рабочие места всех сотрудников и руководителей министерства в рамках построенной СЭД реализованы в виде веб-приложения. В системе присутствуют все необходимые для внутриведомственного документооборота функции, реализованы сопряжение с межведомственным документооборотом и соответствие стандарту "МОРЭК-2", инструкциям и правилам делопроизводства. Преимущества использования свободного кода уже на практике почувствовали и оценили на Западе (например, система документооборота французских судов построена на основе Alfresco, и это далеко не единственный пример). К достоинствам свободного кода традиционно относят низкую стоимость владения СПО-продуктами, масштабируемость ИС на основе свободного кода без дополнительных затрат на лицензионные выплаты, высокий уровень безопасности в виде отсутствия незадокументированных возможностей, независимость от конкретного поставщика решений. Одно из преимуществ проприетарного ПО перед свободным – достаточное количество специалистов на рынке, но эта проблема использования свободного кода решаема – нужно создавать центры обучения. В целом порядок перехода органов государственной власти на СПО видится докладчику следующим: введение открытого стандарта документооборота, создание государственного реестра свободного ПО (включая и кросс-платформенные решения), обеспечение технической и информационной поддержки, создание системы обучения специалистов по свободному ПО, построение региональных центров компетенции и центров разработки свободного ПО.
Перспективы использования переносных устройств
На вопросе о перспективах использования органами государственной власти переносных и, в частности, - планшетных устройств (ПУ) остановился в своем докладе Алексей Паремский ("Гелиос Компьютер"). ПУ и такие переносные устройства, как КПК и нетбук, обладают целым рядом преимуществ, в числе которых – мобильность, возможность работать на улице, на ходу, широкий функционал, небольшой вес, возможность передачи данных, автономная работа на батарейках и ряд других. Сравнительная характеристика этих трех разновидностей выявляет, что наиболее подходящим является именно планшетное устройство.
Динамика рынка продаж планшетных устройств в мире, 2008 – 2015 (прогноз)*
*Сумма значений может не составлять 100%, т.к. данные округлены
Источники: Forrester , 2010
И все-таки, признал докладчик, хотя планшеты, безусловно, удобны и эффективны при проведении общественных опросов, переписи населения, но на сегодня данные устройства все еще слишком дороги для масштабных проектов. Правда, динамика продаж в этом секторе (данные ABI Research, Forrester) положительная и, например, в 2015 году, согласно прогнозу, будет продано 57 млн единиц планшетных устройств, так что со временем ситуация может измениться, и ПУ станут более доступны в использовании.
Об утилизации компьютерного оборудования
Денис Якубенков ("Дэнн Групп") рассказал собравшимся о специфических проблемах утилизации устаревших ПК и других единиц компьютерной техники. Как сообщил докладчик, в России в целом и в Москве в частности приняты необходимые законодательные акты, призванные регулировать утилизацию – это Акт Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям по утилизации вторичных драгоценных металлов из отработанных средств вычислительной техники от 19 октября 1999 года и закон №68 "Об отходах города Москвы". В Москве даже имеется специальный завод в Лыткарино. Но по состоянию на сегодня вышедшую из употребления технику проще и дешевле выкинуть на свалку, чем утилизовать согласно действующим нормам, что и происходит на практике (по оценке Дениса Якубенкова, утилизация единицы компьютерной техники стоит 350 руб., но затраты на транспорт, погрузку и разгрузку – 470). Следует помнить, что компьютер, выброшенный на свалку – угроза окружающей среде, поскольку содержит мышьяк и другие вредные вещества, которые активируются под воздействием осадков и температурных перепадов. Вместе с тем в России есть и положительный опыт цивилизованной утилизации компьютерной техники: в группе компаний РЖД организован централизованный сбор заявок на утилизацию со всех подразделений, после чего объявляется конкурс.
Презентации участников круглого стола