В рамках внедрения ВКС в Минсельхозе было проведено немало структурных изменений. В частности, была создана инфраструктура для закрытых и открытых каналов линий связи, обеспечена гарантированная резервированная связанность сети интернет с регионами, а также установлена биллинговая связь с региональными операторами.
Господин Буряков подчеркнул, что в определенных ситуациях в отношениях с регионами важно, чтобы собеседники видели друг друга, а не просто слышали партнера или читали, что он пишет. По его мнению, при контакте в режиме ВКС результаты достигаются намного быстрее, и их намного легче контролировать. Эффективней разрешаются и чрезвычайные ситуации.
Михаил Буряков рассказал и об общей схеме устройства видеоконференц-связи как внутри Минсельхоза, так и при связи с регионами, привел статистику по применению ВКС. В частности, в 2008 году подобный режим использовался организацией один раз в квартал, с осени 2009 года это стало происходить ежемесячно, а с 2010 года практически каждое оперативное совещание проводится в режиме ВКС. При этом качество работы в регионах заметно улучшилось — сказались 2–3 еженедельные видеоконференции.
Не пора ли поменять парадигму?
На смене парадигмы корпоративных коммуникаций остановился Роман Плющенков, генеральный директор компании "ЦМД Лабс". По его словам, рынок ВКС в России пока еще находится на начальных этапах развития, поскольку для его обсуждения ведущим компаниям этого направления пришлось собраться в одном помещении.
Г-н Плющенков представил свое видение современных трендов в области коммуникаций. По его мнению, первое направление — от "голоса" к "видео" - включает рост рынка ШПД и мобильного интернета, экспоненциальное увеличение процессорной мощности и расширение спектра коммуникационных сервисов. Вторая тенденция — от "бумаги" к "цифре". Сюда относится рост рынка систем электронного документооборота (ECM) и порталов, увеличение сегмента ESB/BPM/SOA и распространение электронно-цифровой подписи.
Именно такие тренды, по словам Плющенкова, приводят к созданию единого информационного пространства - открытой системы электронного взаимодействия субъектов (B2B, B2C, B2G и т.д.). Делается это для избавления от лишних перемещений, которые медлены, опасны, расточительны, а также с целью мгновенного доступа к информации и для свободного взаимодействия и быстрого установления контакта с нужным субъектом.
Основным сервисом системы являются видеоконференции, которые предоставляются по модели SaaS (Software-as-a-Service). Данная модель позволяет безопасно подключится к системе за минимальное время и начать ее использование участниками в любой точке мира, где есть доступ в интернет. Всеми техническими вопросами занимается провайдер - независимое лицо в коммуникациях, который также берет на себя управление рисками.
В данном направлении компания "ЦМД Лабс" начала процесс создания единого информационного пространства в международном масштабе.
Аппаратные решения: новые горизонты
Игорь Ишеев, технический директор компании "Полимедиа", в своем выступлении сделал упор на аппаратный вариант ВКС. Он представил собравшимся оборудование бренда LifeSize для видеоконференц-связи и рассказал о его использовании в интеграционных проектах. В частности, это дистанционное и инклюзивное обучение, многоточечная ВКС для силовых заказчиков, решения ВКС, интегрированные в структуру ситуационных центров, и системы телеприсутствия.
Господин Ишеев отметил, что важным моментом является и то, что оборудование имеет большие возможности для интеграции и кастомизации, т. е. его доработки силами интегратора до тех функций, которые производитель не заложил изначально.
Программные решения нынче в моде
Вячеслав Борилин, генеральный директор компании "ВидеоМост", выступил на тему массового внедрения ВКС в корпоративном секторе российского рынка. По его словам, на мировом рынке в настоящее время увеличивается спрос на программные решения для видеоконференций. И хотя, по данным компании Wainhouse Research, к 2012 году они прогнозировались отметкой 23%, господин Борилин считает, что такие решения уже сейчас занимают чуть ли не половину рынка.
Докладчик отметил, что очень показательным был 2009 год, когда в разгар кризиса общение с заказчиками происходило, как правило, по типичному сценарию. Клиенты хотели проводить видеоконференции, поскольку дорога обходилась недешево. Но на внедрение такого режима и закупку аппаратуры бюджета не выделялось, поэтому заказчиков интересовало, можно ли обеспечить ВКС недорого программными методами. По мнению Вячеслав Борилина, такая постановка вопроса отражает не только российскую, но и общемировую тенденцию.
Господин Борилин добавляет, что на сегодняшний день использование ВКС как инструмента, приносящего реальный эффект, стало для всех достаточно очевидным. При этом не помешало бы тиражирование подобной связи вниз, до уровня простых сотрудников. Однако аппаратно это делать дорого, а большинство средних и малых компаний не хотят к тому же разбираться и с администрированием довольно капризной конференц-системы. В программных же решениях особо ценится легкость развертывания и дешевизна.
Дмитрий Одинцов, директор по продажам компании "ВидеоПорт", на основе уже внедренных решений и полученного в процессе опыта рассказал о перспективах развития программных систем видеосвязи в России. Прежде всего, он напомнил собравшимся о составе программной ВКС и подчеркнул, что для создания относительно качественной видеосвязи дополнительно требуется видеосервер. Роль инфраструктуры берет на себя интернет или, как вариант, используются защищенные каналы.
Господин Одинцов отметил, что ВКС на основе ПО предоставляет несколько иной уровень возможностей, чем аппаратное обеспечение. Как следствие, по данным компании Wainhouse Research, разработчиков программной ВКС становится все больше, в то время как для производителей аппаратных средств имеет место тенденция объединения. И если в период кризиса основное значение имела цена — не секрет, что программные решения дешевле, чем аппаратные, — то в 2010 году на первое место вышел такой показатель, как простота развертывания.
Сегодня еще одной тенденцией выступает подключение к решению групповых терминалов, тогда как раньше это были, в основном, индивидуальные рабочие места. Кроме того, добавляет Дмитрий Одинцов, хотя доверие к SaaS-решениям в РФ пока очень слабое, у пользователя всегда должен быть выбор между "облачным" сервисом и выделенным сервером.
В настоящее время развитие программных решений в компании "ВидеоПорт" идет по пути создания недорогого, но качественного группового терминала. Будущее же программных систем, по мнению господина Одинцова, в том, что каждый с помощью ПО сможет самостоятельно организовать себе ВКС с эксклюзивными настройками.
Новые технологии приходят в Россию
Сергей Самойлов, директор по продажам компании "CSMC Комплексные системы", предложил в качестве ВКС нового поколения решение, основанное на технологии Vidyo. Последняя была представлена на мировом рынке в 2008 году, но в России ее стали использовать только сейчас.
В своем выступлении господин Самойлов отметил, что на сегодняшний день для крупных компаний видеосвязь стала определенным стандартом бизнес-коммуникаций. Но организация традиционной ВКС имеет определенные недостатки. Для нее предлагаются аппаратные, а значит — дорогие, решения, громоздкие видеосервера и дополнительные сервера для разворачивания приложений PC-пользователей. Это приводит к высоким первичным затратам, ограниченным масштабируемости и мобильности, высокой чувствительности к потерям пакетов и общей закрытости системы.
Компания Vidyo предлагает качественную видеосвязь форматов HD и Full HD при использовании обычных интернет-каналов. Ее достоинства — мобильность, открытость и низкая стоимость, доступная даже малому бизнесу, а также простой процесс внедрения. Еще одна особенность технологии Vidyo — работоспособность при большой потере пакетов (до 20% включительно). Как пояснил Сергей Самойлов, решение состоит из ПК, видеороутера, видеопортала для хранения информации пользователя и систем видеоотправления. При этом в схеме нет дорогостоящих видеосерверов и оконечного оборудования.
ВКС и правописание
За круглым столом Андреем Германом, консультантом Верховного Суда РФ, был вынесен вопрос правильного написания слова "видеоконференцсвязь". Он отметил, что слитное написание является правильным, но есть еще два варианта — "видеоконференц-связь" и "видео-конференцсвязь". Для прояснения возникшего вопроса в свое время было проведено совещание корректоров и составлено обращение в Институт русского языка, который дал разъяснение, что все варианты правильны.