Участники CNews FORUM 2011 обсудили будущее информационных технологий в России и попробовали предсказать, как эти технологии изменят бизнес-среду и жизнь простого гражданина. Полную версию материала читайте в №58 журнала CNews.

страницы:

Татьяна Ледовская: На пост-советском пространстве Россия является безусловным телеком-лидером

На вопросы CNews ответила Татьяна Ледовская, ведущий эксперт по рынкам, Ericsson в регионе Северной Европы и Центральной Азии.

CNews: Как будут меняться коммуникационные потребности корпоративного рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе?

Татьяна Ледовская: Если раньше для компаний важно было организовать непрерывное нахождение сотрудников на связи, что поддерживалось основными услугами операторов – голос, передача сообщений и электронная почта, то сейчас на первый план выходит, в том числе, и возможность сократить  операционные расходы, обеспечив при этом надежность и оперативную работу компании.

Телекоммуникационные компании откликаются на потребности бизнеса новыми услугами. Так, предоставление сотрудникам возможности работы с использованием удаленного доступа, скажем, через VPN-канал, позволит сэкономить на аренде офиса, а внедрение видеоконференцсвязи поможет сократить расходы на командировки.  Говоря же о среднесрочной и долгосрочной перспективе, можно назвать развитие «облачных» и М2М (машина-машина) технологий.

В России доля М2М сим-карт в общей абонентской базе пока около 6%, но этот сегмент рынка активно растет. Пока это проекты мониторинга транспорта и подключение платежных терминалов. Однако уже сейчас в России есть довольно интересные проекты и в сфере ЖКХ.  Говоря о мировых трендах, М2М-технологии востребованы в различных областях экономики – транспорт, энергетика, сельское хозяйство, ЖКХ, медицина... Мы считаем, что к 2020 году в мире будет не менее 50 млрд М2М подключений, из которых 2,2 млрд в России.

Облачные технологии  также находят своих поклонников как в мире, так и в России. Не секрет, что лицензионное программное обеспечение стоит дорого. Аренда того же программного обеспечения (SaaS) будет стоить компании в разы дешевле, чем создание и поддержание рабочего места с использованием «физического» ПО. При этом клиент не заботится о необходимости установки обновлений или защите от вирусов.

Это как с арендой офиса – арендатор не думает, что надо сделать, чтобы зимой в офисе было тепло, а охрана была обеспечена круглосуточно – это задача владельца здания. Арендатор же при этом может полностью сосредоточиться на бизнесе, не отвлекаясь на создание и поддержку инфраструктуры.

Кроме того, одна из тенденций современного бизнеса – с одной стороны, концентрация, с другой – создание все более распределенных структур управления. А значит встает проблема эффективного операционного управления, что невозможно без использования современных технологий. Например, современные системы логистики требуют постоянный онлайн – контакт с базой данных, а современные CRM-системы позволяют улучшить качество обслуживания. Использование этих систем из облака уже сегодня позволяет серьезно повысить производительность труда и эффективность работы бизнеса.

CNews: Какие новые требования к инфраструктуре появятся в связи с новыми потребностями сектора b2b?

Татьяна Ледовская:  Наверное, основное требование – это надежная и быстрая передача данных. В первую очередь, это - развитая сеть  мобильного и фиксированного широкополосного доступа. Не менее важной становится безопасность. Ведь если мы говорим о хранении данных в сети, то их владелец должен быть уверен в том, что никто иной не сможет ни воспользоваться ими в своих целях, ни уничтожить их, подорвав работу компании.

CNews: Какие шаги по развитию телекоммуникационной инфраструктуры России сегодня необходимо предпринять в первую очередь?

Татьяна Ледовская: С точки зрения развития телекоммуникационной инфраструктуры, Россия сильно шагнула вперед за последние пару лет.  Несмотря на задержку в вопросе развития сетей четвертого поколения, на пост-советском пространстве Россия является безусловным телеком-лидером, а крупнейшие российские операторы уже стали международными.

Не так давно компания Ericsson совместно с Arthur D.Little провела исследование развития технологий, соединяющих общество, в различных мегаполисах. Москва занимает 12 место из 25, находясь между китайскими Бейджином и Шанхаем и бразильскими Буенос-Айресом и Сан-Пауло. Индийские же Дели и Мумбаи гораздо ниже. При этом уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры Москвы существенно выше всех указанных городов и даже превосходит Токио и Лос-Анджелес. То есть России в целом и Москве в частности уже пора не только развивать каналы передачи информации – голоса и данных, но и учиться пользоваться ими, например, развивая М2М-приложения для улучшения качества жизни людей, развития бизнеса и социальных гарантий населения, решения транспортных проблем.

CNews: Насколько восприимчивы российские заказчики к инновациям ИКТ, на ваш взгляд?

Татьяна Ледовская: Корпоративный сегмент не только в России, но и в мире  более консервативен, чем массовый рынок. Зачастую, для лучшего восприятия новых технологий и разработки новых бизнес-моделей нужен внешний импульс. Зачем менять то, что и так работает, инвестировать средства? Мировой экономический кризис в этом смысле сыграл положительную роль, заставив компании задуматься о том, как сделать бизнес более эффективным при минимальных вложениях.

Тем не менее, в России есть своя специфика. Российская экономика в первую очередь – это крупные сырьевые компании, которым проще и выгоднее пока еще развивать собственную сетевую инфраструктуру. Если говорить о компаниях, предоставляющих услуги населению, например, банковской сфере или ритейле, то  уровень восприятия инноваций здесь соответствует мировому. Как бы то ни было, современные вызовы деловой среды и рост конкуренции способствуют тому, чтобы российский бизнес все активнее инвестировал в самые современные сетевые решения, постепенно отходя от идеологии «иметь все свое» в сторону подхода, в основе которого лежит логика использования облачных приложений.

CNews: Каких глобальных изменений вы ждете на российском рынке ИКТ в ближайшее время?

Татьяна Ледовская: То, о чем мы с вами говорили, и есть глобальные изменения, которые уже начались. Подумайте сами, ведь это в какой-то мере переворот сознания – хранить ценную информацию в интернет-сети или доверить принятие решения машине без контроля человека лишь на основе полученных данных.

Кроме того, на фоне тенденции более быстрого роста сферы услуг и торговли и мелко-розничного производства, а не сырьевой отрасли, очень важным становится клиенто-ориентированность бизнеса, сосредоточение на эффективности операционного управления, оптимизация бизнесс-процессов. А значит, передача части коммуникаций с клиентами в web-интерфейс, развитие CRM-систем и аутсорсинга ИТ-процессов. То есть, доля корпоративного сегмента в выручке операторов  будет расти, поскольку массовый сегмент зачастую тормозится ценовыми войнами. В корпоративном же сегменте  за счет масштабов проекта гораздо важнее комплексность услуг и индивидуальный подход к клиенту.

страницы: