По оценкам аналитиков, рынок систем управления бизнес-процессами и эффективностью бизнеса растет на 15-20% в год. Тем не менее, при всех плюсах BPM-решений, на сегодняшний день в компаниях они используются достаточно узко. О причинах этого, об успешных внедрениях, а также о том, где подобные продукты могут принести реальную пользу и что разработчики готовят потенциальным потребителям, говорили участники конференции "ВРМ-системы: средство для повышения эффективности бизнеса", организованной CNews Conferences совместно с CNews Analytics.
Гибкое фронт-энд приложение NeoFlex FrontOffice, гибкий инструмент для настройки продуктов NeoFlex ProductCatalog, средство управления бизнес-процессами IBM WS Process Server, система принятия решений FICO Capstone Decision Accelerator и промышленная интеграционная платформа IBM WS ESB составляют рецепт успеха компонентной архитектуры для автоматизации банков от компании NeoFlex.
BPM-решения востребованы на всех уровнях бизнеса
Было бы заблуждением считать, что BPM это роскошь, доступная только гигантам индустрии. Малый и средний бизнес так же нуждается в таких решениях. Отечественная разработка ELMA BPM представленная на рынке с 2008 г., помогла более чем 200 компаниям из сектора СМБ навести порядок в управлении бизнес-процессами. Алексей Будин, директор компании ELMA, рассказал о трудностях, которые встретились разработчикам при переходе к проектам корпоративного уровня.
Внедрение BPM не сводится к установке ПО, это почти всегда затрагивает отношения между людьми, требует изменения схем мотивации и организационной перестройки. Главное различие между проектами для СМБ и корпоративного уровня состоит в скорости принятия решений. В небольшой компании спонсором проекта является ее генеральный директор, зачастую он же и собственник. Поэтому все вопросы решаются "в одно касание". А в крупных организациях всегда надо учитывать баланс интересов и находить консенсус.
BPM на промышленном предприятии
Закон Бира гласит, что эффективным может быть лишь целостное изменение системы, а не улучшение ее отдельных элементов. Вадим Кузин, заместитель генерального директора по ИТ "Мосфлоулайн,"руководствовался этим принципом, строя свою систему управления бизнесом на основе BPM в своей организации, которая является лидером рынка трубопроводов, предизолированных ППУ для теплосетей и нефтепроводов. В компании работает 800 чел., ее оборот составляет около 2 млрд руб., поэтому вполне логично, что вопросы эффективности бизнес-процессов стоят на повестке дня.
Системный подход предлагает рассматривать бизнес как сложную систему (в терминах кибернетики). Тогда поведение сложной системы (т. е. управление бизнесом) сводится к описанию ее траектории в пространстве состояний. А бизнес-процесс — это переход между состояниями, при котором происходит выработка выходных сигналов (ресурсов) на основании входных сигналов (ресурсов) и с использованием людских ресурсов и оборудования — примерно так выглядит задача с точки зрения математика.
Но бизнес говорил, говорит и будет говорить на своем языке. Чтобы применить системный подход, нужно транслировать понятийный аппарат бизнеса в понятийный аппарат метода формализации, что и было сделано в ходе реализации проекта.
Теперь BPMS обеспечивает эффективное взаимодействие участников бизнес-процессов и позволяет выявлять и контролировать их "узкие места", а эффективное достижение целей бизнеса обеспечивается системой управления бизнесом, в которой объектом управления должна выступать бизнес-система, в которой исполняются бизнес-процессы.
BPM оптимизирует туристический бизнес
Турбизнес сегодня стал очень компьютеризированным — электронные авиа и ж/д билеты, системы бронирования отелей, аренды автомобилей и заказа других услуг. Очень многое делается самими путешественниками через различные веб-сайты. Разумеется, за красивым интерфейсом стоит целый комплекс сложных систем, которые еще должны взаимодействовать между собой. Если при этом в компании работают больше 1000 сотрудников и обслуживается 4500 точек продаж, то BPM точно найдется достойное применение.
Тимофей Русских, директор департамента ИТ, компании "ВИП Сервис", сказал, что потребность турагентств в ИТ и в повышении эффективности ведения бизнеса и желание непрофильных игроков торговать билетами послужили толчком для развития онлайн-инструмента бронирования и продаж, что вылилось в создание сервиса Biletix – современного интегрированного портала, ориентированного на потребителей и B2B-сервиса Portbilet, которые функционируют на основе BPM-движка.
Профессионалы BPM становятся организованной силой
На конференции было объявлено о создании российского отделения международной ассоциации ABPMP (Association of Business Process Management Professionals International), некоммерческой независимой организации, объединяющей профессионалов в области управления бизнес-процессами. Это позволит российскому BPM-сообществу более активно обмениваться опытом с зарубежными коллегами и распространять знания и лучшие практики использования BPM. Сообщил участникам эту новость Вячеслав Бутыркин, вице-президент по развитию ABPMP Russia.
Марина Аншина, председатель комитета по стандартам Союза ИТ-директоров России (СОДИТ) отметила, что популярность систем управления бизнес-процессами в 2013 г. будет расти, 52% опрошенных аналитиками CIO собираются инвестировать в BPM. В своем обзоре она рассказала о новых направлениях в BPM, таких как Adaptive Case Management, Social BPM, Subject-oriented BPM. Чтобы учесть все различные новации в BPM, компания Gartner начала с 2012 г. публиковать еще один магический квадрат, озаглавленный iBPMS – intellectual BPMS, что, видимо, следует трактовать как переход BPM на новый этап развития.
Станислав Макаров / CNews
Презентации участников конференции