Сбои и простои в работе оборудования и ПО, безусловно, не могут пройти незамеченными для бизнеса любой компании. Конечно, от форс-мажора не застрахован никто. Тем не менее задача ИТ-директора состоит в том, чтобы по возможности предусмотреть подобные ситуации и подготовиться к ним. Об особенностях обеспечения непрерывности бизнеса в различных секторах экономики, а также теоретических и практических наработках в этой области говорили участники круглого стола "Управление непрерывностью бизнеса: лучшие ИТ-решения", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.
Тема непрерывности бизнеса становится актуальнее с каждым днем. В условиях высокой конкуренции сбои аппаратного и программного обеспечения и, как следствие, простои бизнеса обходятся компаниям все дороже – как с финансовой точки зрения, так и в плане потери репутации и лояльности клиентов. Как показывает практика, к устойчивости и стабильности бизнес-процессов восприимчивы многие отрасли. В первую очередь это утверждение применимо к банковскому сектору, телекому, предприятиям ТЭК, ритейлу, производству и т.п. Учитывая все вышесказанное, можно с уверенностью говорить о том, что стратегии поддержки непрерывности бизнеса и особенно практический опыт в этой области являются в последнее время одной из ключевых тем для ИТ-сообщества.
От теории...
Вопрос определения оптимальной стратегии обеспечения непрерывности бизнеса имеет большое значение практически для любой компании. Именно эту тему затронул в своем докладе Николай Пучков, координатор непрерывности бизнеса Citibank, Russia. По его словам, на остановку бизнес-процессов в той или иной степени могут повлиять такие факторы, как выход площадки из строя, отказ системы или приложения, отказ на стороне поставщика услуг и массовое отсутствие персонала.
По мнению г-на Пучкова, для выбора стратегии восстановления ключевым является именно определение критичности процессов RTO (Recovery Time Objective - времени, в течение которого процесс должен быть восстановлен на запасной площадке). На основе этого он рекомендует осуществлять ранжирование всех ресурсов, необходимых для их восстановления: систем, приложений, поставщиков услуг.
В целом г-н Пучков предлагает три рекомендации по оптимизации решений. Первая – максимально использовать существующую инфраструктуру. Непрерывность бизнеса при этом добавляет гибкости самим бизнес-процессам, что можно использовать как дополнительный аргумент при переговорах с руководством. Вторая рекомендация заключается в том, что в выборе новых решений стоит придерживаться тех, которые поддерживают отказоустойчивость и обеспечивают "прозрачность" для пользователей (IP-телефония, виртуализация). Третья рекомендация г-на Пучкова основывается на том, что каждое решение, тот или иной компонент плана обеспечения непрерывности бизнеса должны подвергаться периодической проверке на предмет осуществимости и достижения требуемых показателей.
О стандартизации как необходимом условии для обеспечения непрерывности бизнеса говорила Людмила Голубкова, директор по стратегическому развитию фирмы "Август". По ее словам, ситуация в ИТ-отрасли сейчас такая же, как и в промышленности, где большое значение имеет стандартизация, без которой, по ее словам, невозможно создание промышленной инфраструктуры. В частности она говорит о русской редакций британского стандарта BS 25999-1:2006 - Управление непрерывностью бизнеса. Г-жа Голубкова уверена, что стандартизация для России – это практически единственная возможность перейти на тот уровень, где существуют инженерные решения для обеспечения непрерывности бизнеса.
Алексей Чеканов, генеральный директор "Алмитек", рассказал о стратегии обеспечения непрерывности и восстановления деятельности (ОНиВД). По его словам, для обеспечения ее эффективности необходимо следовать трем рекомендациям. Во-первых, не стоит экономить на разработке стратегии. Во-вторых, следует рассматривать несколько вариантов достижения цели. В-третьих, рекомендуется построить четкую систему оценки проектов. При этом, говоря о системе ОНиВД, г-н Чеканов перечислил несколько факторов, позволяющих сэкономить без ущерба качеству. Это, конечно же, выбор эффективной стратегии, а также оптимизация внешних ресурсов и платежей контрагентам, снижение трудозатрат за счет оптимизации и автоматизации процессов и оптимальный баланс CAPEX/OPEX.
...к практике
Как уже было отмечено выше, в сложившихся условиях большое значение приобретает практический опыт в области поддержки непрерывности бизнеса. О своих наработках в этой области рассказали представители телекоммуникационной отрасли – одной из наиболее чувствительных к сбоям в ИТ.
Виктория Голубева, начальник отдела управления качеством ИТ-услуг центрального филиала "Мегафона", представила участникам круглого стола используемую компанией классификацию рисков. Исходя из своей практики, "Мегафон" разделяет риски по объектам влияния. В рамках этой концепции выделяются три объекта – персонал, ИТ-инфраструктура и данные. Грамотное управление рисками позволит компании повысить надежность и качество функционирования ИТ-инфраструктуры и снизить негативное влияние сбоев в ИТ на бизнес-процессы предприятия.