В российской банковской отрасли ощущается напряженность. В отношении некоторых кредитных учреждений действуют санкции, банкиров угнетает угроза дальнейших ограничительных мер: отключение от SWIFT, запрет на иностранное ПО, потеря доступа к мировому рынку долгосрочных кредитных ресурсов. Одновременно банкам приходится решать и ряд внутренних проблем. Так, Центробанк продолжает отзывать лицензии, повышает требования. Кроме того, растет конкуренция со стороны небанковских учреждений и телеком-операторов на рынке платежей и быстрых кредитов. Участники организованной CNews Conferences и CNews Analytics конференции «ИКТ в финансовом секторе 2014», которая прошла 16 сентября, обсудили, какими должны быть действия банка, чтобы сохранить конкурентоспособность, лицензию, сократить расходы, но при этом не растерять компетенции.
Леушев рассчитывает, что сдерживать расходы всего корпоративного блока «Промсвязьбанка» в течение 5 лет поможет внедрение СЭД. Экономия в банке произойдет в первую очередь за счет оптимизации работы сотрудников. Если раньше около 50% трудовых часов тратилось на работу с бумагой – ее «перекладывание», сканирование, поиск нужного документа, – то по итогам оптимизации бизнес-процессов внутри блока все нормативы по времени исполнения операций можно сократить, как оценивает эксперт, примерно на треть. Повышение качества работы при сокращении издержек является приятным бонусом.
Степень автоматизации различных сфер документооборота
в российских банках (экспертная оценка)
Источник: «Промсвязьбанк», 2014
В «СДМ-Банке» недавно реализован целый ряд ИТ-проектов, которые позволили сократить операционные издержки. При помощи новой системы аналитического хранения данных, как рассказал Олег Илюхин, директор департамента информационных технологий банка, была централизована подготовка отчетов, повысились их качество и объективность, сократилось число сотрудников, вовлеченных в этот процесс. Проект по внедрению СЭД, помимо оптимизации бизнес-процессов, позволил банку сократить расходы на печать на 30%, а виртуализация серверов банка уже привела к разгрузке ИТ-персонала, ускорила ввод новых сервисов в 3 раза, и, несмотря на необходимость закупки нового оборудования, по прогнозам, даст экономию 15% на покупке аппаратного обеспечения в ближайшие три года. Экономия на электроэнергии после завершения проекта составит более 40% или i1,5 млн в год.
Регионы помогут
«Тяжелые аутсорсеры» – так в банке «Хоум Кредит» называют крупных ИТ-поставщиков. Услуги эксперта-программиста в таких профессиональных компаниях стоят i250–300 тыс. в месяц. При этом в таких городах, как Саратов или Ижевск, есть первоклассные разработчики, готовые работать в среднем за i90 тыс. в месяц, рассказал Кирилл Кибалко, заместитель директора по информационным технологиям – директор департамента банка. Внедренная его командой система управления разработкой в облаке позволила привлекать программистов из регионов напрямую и экономить расходы на персонал.
Региональное распределение разработчиков банка «Хоум Кредит»
Источник: банк «Хоум Кредит», 2014
Сейчас в восьми удаленных центрах разработки на банк трудятся 108 человек. Решение включает единые системы управления требованиями и контроля тестирования. Больше половины регрессионных тестов, на которые у тестировщиков раньше уходило около 5 дней, теперь проводятся роботами за 2–3 часа.
Направления развития
Было бы неправильно утверждать, что представителей банков интересовали исключительно вопросы сокращения издержек и импортозамещения. Банковские инновации и развитие получили не меньше внимания. Чрезвычайный интерес привлекла презентация о применении геоаналитики в банках, представленная Максимом Силиным, менеджером направления «ГИС в бизнесе» компании Esri CIS. По его данным, 80% всех данных имеют географическую привязку. Ежедневно банкиры задают себе массу вопросов, начинающихся со слова «где»: где клиенты, активы, мошенники и т.д. В России ситуация с данными сложная, компании по-разному решают проблему дефицита геоданных и ждут, когда телеком-операторы поделятся с рынком своим кладом.
Применение ГИС в банке
Источник: Esri CIS, 2014
Решение для управления корпоративной информацией представил Александр Еремин, директор по продажам в СНГ компании Open Text Software. Широко известное в мире решение Opentext (им пользуются 90% из списка 500 крупнейших компаний мира журнала Fortune) в комплексе решает задачи распознавания, классификации, индексации, хранения, защиты, архивирования и уничтожения информации. Оно имеет плавную интеграцию с платформой SAP.
Виталий Занин, директор по маркетингу и работе с клиентами компании «Програмбанк» обратил внимание участников на положение небольших банков, которые сейчас ведут тяжелую конкурентную борьбу с крупными сетями. Сейчас на рынке обсуждается идея создания банковских альянсов, однако главным оружием в борьбе за клиента Занин считает высокое качество.
Бюджеты на CRM в банках разной величины
Место банка в рэнкинге по размеру активов |
Годовой ИТ-бюджет на CRM (iмлн) |
5–50 | 120 |
50–100 | 60 |
101–130 | 45 |
131–200 | 12 |
201–300 | 6 |
301–400 | 1,3 |
401–600 | 0,9 |
Источник: «Програмбанк», 2014
Проведенное «Програмбанком» исследование показало, что небольшие банки готовы платить за CRM порядка i1–2 млн. Для кредитных учреждений, желающих оптимизировать работу с клиентами в условиях ограниченного бюджета, в компании разработали пакетное предложение, включающее автоматизацию бэк-офиса по принципу единого окна, установку кредитного конвейера и системы управления рисками. «Програмбанк» недавно внедрил такой комплекс в «Актив банке» в Саранске. Решение позволило банку обрабатывать втрое больше кредитных заявок, не увеличивая штат. Бюджет проекта составил менее i1 млн.
Начальник департамента развития и сопровождения программного обеспечения финансовой группы «Лайф» Евгений Павлов поделился опытом стандартизации ИТ в восьми банках, входящих в группу. Централизация позволила интегрировать последнего «новичка» группы – банк «Солидарность» – всего да 3 месяца, при этом процессинг останавливался всего на 6 часов. В 2014 г. в банке проводится масштабная программа мобилизации клиентов и сотрудников, разработаны десятки мобильных приложений. Интересен опыт банка в применении лидогенерации для управления жизненным циклом клиента. В банке используют технологии больших данных, чтобы узнавать и предвосхищать желания клиентов.
Лидогенерация в банке
Источник: Финансовая группа «Лайф», 2014
Александр Михалев, начальник управления автоматизации управленческой отчетности «ОТП Банка» рассказал, как новый проект ускорил формирование отчетности по МСФО до 7 дней. Стандартизация и автоматизация процесса на базе промышленных решений позволили обеспечить аналитической информацией различные подразделения банка и повысить качество принимаемых решений. В планах подразделения – формирование аналитических панелей в мобильном приложении Roambi Analytics.
Несмотря на текущие сложности, ИТ-сообщество в финансовой отрасли ожидает, что после кризиса наступят лучшие времена – и тогда понадобятся сильные компетенции для борьбы за оживший рынок. Наступивший период затишья считается подходящим временем для взвешенных инвестиций в технологии. Эксперты советуют инвестировать экономно: фокусироваться на главном и не переплачивать за лицензии.
Александра Кирьянова