Георгий Подбуцкий: Интеллектуальная автоматизация эффективна на всем стеке прикладных систем
Спрос на искусственный интеллект растет. Технология оказывает огромное влияние на процесс цифровизации, коренным образом меняя подход к внедрению информационных систем и переводя его в разряд интеллектуальной автоматизации, уверен Георгий Подбуцкий, коммерческий директор SL Soft (ГК Softline).
CNews: Как искусственный интеллект меняет подходы к цифровизации?
Георгий Подбуцкий: Последние несколько лет на рынке корпоративной автоматизации нарастает ажиотаж вокруг использования искусственного интеллекта в информационных системах бизнес-заказчиков и органов государственного управления. На начальном этапе применения генеративного ИИ скорости гораздо выше, чем у других прорывных технологий двух последних десятилетий. Например, по данным McKinsey, скорость проникновения ИИ (процент компаний, использующих данную технологию от общего количества предприятий) в корпоративные информационные системы в три раза превысил этот показатель у технологии SaaS в 2010-е годы.
Степень влияния ИИ на цифровизацию, действительно, сложно переоценить. Во-первых, меняется традиционный подход к взаимодействию человека с информационной системой. Благодаря быстрому развитию речевой аналитики прикладные системы научились понимать естественный («человеческий») язык. А зачастую люди вообще исключаются из процессов и информационные системы взаимодействуют между собой с помощью М2М-коммуникаций.
Во-вторых, ИИ привносит в информационные системы новый уровень адаптивности. Традиционно автоматизация была направлена на повышение производительности, а процессы и задачи в информационных системах жестко фиксировались. Долгие годы «бедой» тяжелых корпоративных приложений были сложности, связанные с их доработкой в ответ на изменения корпоративной или внешней бизнес-среды: каждый раз требовалось привлекать команды ИТ-специалистов, а сам проект растягивался иногда на месяцы. Сегодня благодаря ИИ и No-Code/Low-Code архитектуре приложения могут корректировать свои действия самостоятельно, на основе обучения или правил, либо изменения вносят аналитики и менеджеры, не привлекая ИТ-специалистов. В-третьих, интеллектуальная автоматизация позволяет минимизировать или даже исключить участие человека не только из рутинных процессов, но и тех, где требуется принятие решений.
CNews:Как его можно использовать в базовых системах?
Георгий Подбуцкий: Важно отметить, что интеллектуальная автоматизация – это не только стартапы, она эффективна на всем стеке прикладных систем предприятия. Как показывает наш опыт, интеллектуальные технологии способны органически дополнить базовые корпоративные системы. ИИ обогащает их целым рядом новых функциональных возможностей.
Например, платформа «Преферентум» работает с естественным языком, выполняя работу внимательнее и точнее сотрудников: анализирует техническую документацию, сверяет сметы, накладные и спецификации, проводит антикоррупционную и правовую экспертизу документов на соответствие требованиям законодательства и наличие рисков в договорах, а также помогает со множеством других трудоемких вопросов.
CNews: Приведите самый успешный, на ваш взгляд, пример использования ИИ в базовых системах.
Георгий Подбуцкий: Пожалуй, один из самых ярких и комплексных примеров — использование цифровых ассистентов, способных заменять специалистов в рутинных бизнес-процессах и высвобождать им время на более интересные задачи. Возьмем в качестве примера сферу закупок: разработанный нами продукт ROBIN.Ассистент берет на себя все этапы работы – от обработки заявок на закупку в корпоративной системе с контролем сроков до проверки предложений поставщиков на соответствие закупочной документации и формирования НМЦ контракта с подготовкой сравнительных таблиц для принятия решений.
Цифровой ассистент, внедренный в одной из крупных промышленных компаний, показал отличный результат: прежде менеджер отдела закупок обрабатывал в месяц около 300 товарных позиций, благодаря использованию нашего продукта количество обрабатываемых позиций достигло 1680 в месяц. Кроме того, использование цифровых ассистентов позволяет этой компании экономить в профильном подразделении четыре тысячи рабочих часов в год.