Популярность low/no-code привела к появлению соответствующего шильдика практически на всех приложениях. Соответствует ли это действительности? Существует ли граница применимости программирования без кодирования и какие риски несет с собой увлечение low/no-code сотрудниками, далекими от профессиональной разработки? Эти вопросы обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «Low-code и No-code 2024».
Что такое настоящий low-code
Бум low-code начался в 2022 г. На этом фоне многие компании начали добавлять к своим приложениям слово «low-code», начал свое выступление Юрий Хомутский, директор ИТ-маркеплейса Market.CNews, модератор конференции. Market.CNews анализирует приложения по множеству параметров и публикует рейтинг Low-code с 2021 г. В этом году аналитики впервые изучили рынок в трех направлениях и выпустили общий рейтинг Low-code 2024, рейтинг Low-code для крупного бизнеса и рейтинг Low-code по приросту функциональности («прорыв года»).
Лидером рейтинга Low-code для крупного бизнеса была признана платформа Digital Q. Ее разработчик «Диасофт» получил премию CNews Market Leader в номинации «Low-code для крупного бизнеса 2024». «Платформа развивается более 15 лет, крупнейшие внедрения на платформе обслуживали более 100 тысяч пользователей. Сегодня на новейшей микросервисной версии Digital Q создано более 50 видов нового программного обеспечения. И это одно из немногих решений, которое позволяет создавать полностью отчуждаемое независимое ПО», — говорит Юрий Хомутский.
«Будущее цифровизации — за внедрением цифровых платформ. Их использование повышает скорость, качество и снижает стоимость», — уверен Александр Сахаров, директор по работе с партнерами «Диасофт». Сегодня на российском рынке идет активная разработка сложных информационных систем. Но создать их быстро и качественно «с нуля» невозможно. Кроме того, остро стоит проблема масштабирования — обеспечить его может только микросервисная архитектура. При этом очень важно избежать создания избыточного кода.
Структура платформ экосистемы Digital Q
Решить эти проблемы, обеспечив при этом высокий уровень информационной безопасности, можно только с помощью платформ. Экосистему таких платформ создал «Диасофт». Digital Q — это более 30 платформ для эффективного управления и производства программных продуктов и более 300 готовых функциональных модулей. Digital Q помогает быстро решить задачи цифровизации, импортозамещения и модернизации устаревших приложений и разработать архитектурно правильные решения. Повсеместное использование готовых компонентов low-code и no-code инструментов дает возможность выстроить эффективную производственную среду.
Рейтинг Low-code по приросту функциональности возглавила компания SL Soft и ее платформа Citeck. Как отметил Юрий Хомутский, платформа Citeck — пример настоящего low-code продукта, который максимально закрывает бизнес-задачи именно no-code и low-code инструментами. Система активно развивается, за этот и прошлый год вышло уже 12 мажорных релизов. Это и новые модули, и постоянное улучшение low-code конструктора.
Но для заказчиков важна не только простота настройки, но и отказоустойчивость системы. Нагрузочное тестирование платформы Citeck показало высокие результаты. «Благодаря сочетанию активного развития функциональности и акценту на надежности платформа Citeck сегодня получает звание «Прорыв года»», — говорит Юрий Хомутский.
Citeck — это low-code платформа для управления бизнес-процессами и корпоративным контентом, рассказал Илья Кайгородов, технический директор Citeck компании SL Soft. В ее состав входят 18 готовых модулей и проектных решений, постоянно ведется разработка новых. Благодаря готовым решениям ускоряются процессы настройки и внедрения. На платформе предусмотрено несколько способов разработки с разным уровнем владения кодом, в т.ч. полностью без навыков программирования. Типы данных, формы, журналы, бизнес-процессы создаются инструментами no-code. Программирование необходимо только для реализации сложной бизнес-логики.
Готовые модули платформы Citeck
Платформу Citeck можно внедрять on-premise, в облаке или в гибридном формате. При использовании on-premise для внешних контрагентов разворачивается отдельное решение, например, партнерский портал. В этом случае все цены согласовывают на внутреннем портале, а на партнерский портал отправляются уже готовые данные. При помощи no-code можно настроить конфигурацию, например, в какой момент данные будут уходить из внутреннего на внешний портал. Также существует мобильное приложение.
Антон Слученков, директор департамента разработки и визуализации данных ПЭК, напомнил, что в основе концепции low-code лежит DSL — домен предметной области. Это инструмент кодирования с общеязыковой природой, ограниченными выразительными возможностями, ориентированный на конкретную и узкоспециализированную предметную область. Антон Слученков подробно рассказал о возможностях и применении DSL.
Что можно создавать на low-code
На low-code платформе может быть реализовано любое приложение на основе анализа бизнес-требований заказчика, но максимальных эффект достигается в трех случаях. Во-первых, low-code подходит для решения любых задач, которые касаются производственно-продуктового цикла компании, например, документооборот, CRM-системы, системы по работе с закупками/поставками, автоматизация задач маркетинга, системы управления рисками внутри организации и другие. Во-вторых, low-code полезен при создании корпоративных систем, которым нужна глубокая кастомизация. И в-третьих, для создания единых технологических платформ разработки внутри крупных корпоративных структур, уверен Сергей Плашкевич, руководитель направления развития бизнеса «Цифрум».
Функциональная архитектура платформы «Атомкод»
Он рассказал о разработанной его компанией платформе «Атомкод». Ее легко интегрировать с любыми корпоративными системами. В основе платформы лежат low-code инструменты. «Атомкод» — модульное решение, которое можно внедрять постепенно. «Мы работаем с промышленным сектором — именно там, где лучше всего понимаем бизнес-процессы», — говорит Сергей Плашкевич.
Андрей Можейко, руководитель направления CRM IT B2B2C «Филип Моррис Ижора», рассказал, как его компания переходила на российское решение BPMSoft. В качестве партнера «Филип Моррис Ижора» выбрал компанию Nobilis.Team.
«При реализации проекта заказчик стремился максимально использовать low-code», — вспоминает Павел Берман, директор по развитию бизнеса Nobilis.Team. В результате 70% настроек было реализовано с помощью low-code, а 30% пришлось на доработки и адаптацию под особую специфику работы бизнеса. «Гибридный подход, когда low-code используется вместе с кастомной доработкой, дает хороший результат», — говорит Андрей Можейко.
В процессе внедрения команда столкнулась с главным ограничением для low-code — высоконагруженные интеграции и адаптация под специфические особенности бизнеса. Таким образом, в сложном проекте одним low-code не обойтись. Кроме того, не надо забывать, что за любым low-code стоит обычный код, и если слишком заиграться, можно чрезмерно усложнить систему.
Кроме того, в «Филип Моррис Ижора» решили создать корпоративную модель данных. Это понятие включает в себя единый бизнес-язык и единый инструмент проектирования, формализацию данных и процессов компании, структурирование потоков данных, рассказал Максим Папко, старший управляющий по ИТ-архитектуре «Филип Моррис Ижора». Для этого было решено сначала спроектировать модель, а потом с помощью роботов создать на ее основе программное обеспечение. При этом проектирование модели было поручено не ИТ-специалистам, а экспертам от бизнеса при поддержке ИТ-архитектора.
Теперь на основе модели в компании генерируется документация, формируются протоколы обмена данными между системами и структуры хранения и правил ETL, создаются библиотеки для JAVA и .NET. Также на основе модели работает внутренняя Low-code платформа для быстрой разработки программных решений.
Согласно определению, low-code/no-code (LCNC) — это инструмент, который позволяет создавать приложения с помощью графических интерфейсов, не опираясь на код. Однако результаты исследований показывают, что у LCNC есть целый ряд недостатков, говорит Антон Симуни, руководитель направления разработки РТК ИТ+. Один из наиболее часто упоминаемых — ограниченные возможности кастомизации и функциональности LCNC платформ по сравнению с традиционной разработкой. Это может стать проблемой при необходимости реализации сложных бизнес-логик или уникальных пользовательских требований.
Кроме того, несмотря на низкий порог вхождения, для эффективного использования LCNC платформ все же требуются базовые знания программирования, особенно когда дело доходит до интеграции систем или сложной кастомизации. Также нередко возникают проблемы производительности и масштабируемости приложений, созданных с помощью LCNC платформ, особенно для высоконагруженных приложений или приложений с большим объемом бизнес-логики.
По словам Антона Симуни, справиться с этими недостатками можно, если предоставить LCNC разработчику весь опыт программиста, привлечь к работе аналитика с хорошими скилами. Кроме того, надо, чтобы платформа могла сделать за производительностью и безопасностью приложения, и на ней были разные инструменты для решения разных задач. Антон Симуни поделился опытом создания сайтов и порталов, автоматизации нестандартных процессов на базе платформы для создания веб-приложений, корпоративных порталов и сайтов без разработки «Акола».
Главное преимущество low/no-code — это создание ПО с помощью визуального редактора без или с минимальным написанием кода, напомнил Александр Антипов, ведущий эксперт группы развития Automation Platform МТС. МТС — это огромная компания, и у ее сотрудников возникает огромное количество узкоспециализированных задач. Например, им нужны приложения по управлению задачами и их контролю, по управлению расписанием событий, по управлению митапами или метриками, консолидация и аналитика данных из различных реестров и т.д.
В МТС открыли школу Citizen Development, на сегодняшний день в ней прошли обучение около 1000 человек. Они уже самостоятельно реализовали более 100 кейсов. Например, создали единую базу экспертов «МТС Теты», удобный трекер задач в МТС Tabs, сервис ведения отчетности по подбору сотрудников в МТС Tabs, сервис отработки воронок пресейл FIX/VAS и т.д. Таким образом в компании появилась возможность создать приложение без профессиональных разработчиков, что значительно быстрее и дешевле.
Дмитрий Бардин, ведущий разработчик компании «Кинопоиск», уверен, что low/no-code не всегда полезны. Создание таких решений несет с собой множество рисков — технических, организационных и процессных. При этом функциональные риски довольно легко выявить при приемке, а нефункциональные могут остаться незамеченными.
Например, на маркетплейсе надо оперативно запускать программы лояльности. У них должны быть определенные характеристики: юзабилити, устойчивость к нагрузкам в «Черную пятницу» и т.д. Как правило, чтобы добиться необходимых характеристик, надо хорошенько покопаться в базах данных и core-системах. То же самое можно сказать про создание ботов и замену справочников и т.д. Также из-за низкого уровня компетенций могут возникать проблемы с безопасностью. «Эффект от low/no-code решений для любых доменов преувеличен», — резюмировал Дмитрий Бардин.