Процесс цифровой трансформации продолжается, несмотря на возникшую в стране нестабильность. Российские разработчики ПО создают отечественные продукты и формируют вокруг них экосистему приложений и услуг. Производители оборудования стараются удовлетворить потребности заказчиков в инфраструктурных решениях. А заказчики формируют планы реализации цифровых проектов и стремятся сделать их по-настоящему эффективными. Об этом говорили участники прошедшего недавно CNews FORUM Кейсы: Опыт ИТ-лидеров.
Сергей Карпов: Заказчики ждут быстрой кастомизации решений и короткого time to market
В прошлом году компаниям пришлось пересматривать стратегию развития и фокусироваться на новых направлениях. С уходом иностранных компаний конкуренция на российском рынке выросла. О том, как изменился бизнес, рассказал Сергей Карпов, коммерческий директор Nexign.
CNews: Каким был 2022 год для российского рынка ИТ и вашей компании в частности? Какие проблемы были особенно актуальны для вашей компании?
Сергей Карпов: Для крупных российских ИТ-компаний прошлый год стал определяющим с точки зрения дальнейшего развития и обозначения фокусных направлений. Безусловно, одним из таких направлений стало импортозамещение, особенно в области критической инфраструктуры. Для Nexign это также является определенным вызовом. Что касается аудитории телеком-рынка, мы продолжаем развивать наши BSS-решения, которые приравнивают к объектам критической инфраструктуры. Совместно с нашими клиентами и партнерами мы прорабатываем различные варианты, чтобы предложить лучшую альтернативу ушедшим с российского рынка продуктам.
В тоже время, изменения на рынке обеспечили новые возможности. Мы вышли за пределы ключевой для нас отрасли телекома и нашли пути диверсификации бизнеса.
Еще одним вызовом для многих отечественных ИТ-компаний, в том числе для Nexign, стал процесс сохранения и формирования команд. Рынок кадров пришел к ситуации гонки за ресурсы, поскольку создание новых продуктов так или иначе упирается в разработку, для которой необходимы специалисты высокого уровня. Мы в этом направлении стараемся использовать гибкий подход, применяя разные инструменты: активно работаем с вузами в рамках собственных образовательных программ, предоставляем возможность для студенческих практик и стажировок, регулярно проводим образовательные мероприятия с участием экспертов Nexign. Дополнительно мы запустили образовательную площадку, которая помогает сотрудникам разных ИТ-компаний развивать свои hard и soft skills, в зависимости от потребностей бизнеса. На текущий момент необходимо иметь команду, которая может справляться с теми вызовами, которые перед нами стоят.
CNews: Изменился ли уровень конкуренции на рынке в 2022 г.?
Сергей Карпов: С уходом западных вендоров уровень конкуренции на российском ИТ-рынке вырос. Вендоры оказались в непростой ситуации: наблюдается снижение среднего чека сделки, поскольку заказчики не готовы платить те же суммы, которые выделялись на зарубежные решения, при этом число проектов среди ИТ-компаний увеличивается. Рынок пополняется новыми игроками разного масштаба и профиля в телеком-сегменте и в сфере высоких технологий, что аналогично приводит к росту конкуренции. Можно также отметить низкий порог входа на рынок.
Многие компании пробуют новые для себя направления, при этом для успешного развития важно иметь правильную базу и опыт. У нас это есть, и клиентам необходимо принять решение, хотят ли они экспериментировать с разработкой под себя или использовать готовый продукт. Второй вариант — надежнее и быстрее.
CNews: Как вы оцениваете изменение спроса со стороны заказчиков? Какие запросы потеряли свою актуальность? Какие новые потребности возникли у заказчиков?
Сергей Карпов: Спрос на ИТ-решения со стороны заказчиков стал более фокусным и сместился в сторону критической инфраструктуры. Если раньше представители крупного бизнеса в большей степени были ориентированы на атрибуты, которые повышают лояльность бренда, такие как качество обслуживания, то сейчас фокус сместился на обеспечение базовой, критической инфраструктуры, непрерывности. Это обусловлено рядом причин, среди которых — требования и соответствующие инструменты воздействия и регулирования со стороны государства в отношении импортозамещения. Как следствие, снизился запрос на избыточную цифровизацию, которая не отбивается по срокам окупаемости, условно, в период от года до полутора лет. Ресурсы, которые компании готовы выделять на перспективные, а не критичные проекты, также сокращаются.
С особым интересом заказчики смотрят в сторону российских вендоров, которые создают решения, включенные в реестр отечественного ПО, и которые готовы к оперативному внедрению. Они также ожидают быстрой кастомизации решений и короткого Time to market (TTM), поэтому скорость имплементации, в совокупности с требованиями по импортозамещению, является наиболее востребованным критерием для рынка.
Ввиду высокой скорости изменений, сейчас компании работают в режиме обоснования той или иной закупки с точки зрения бизнеса и срока окупаемости, сокращается цикл продаж и сроки планирования. Со стороны клиентов появляется все больше запросов на взаимодействие с грантами. Мы, обладая опытом в данном направлении, видим в нем новые возможности для наших решений.