Тема замены иностранного ПО на российские аналоги — одна из самых обсуждаемых в последнее время. Заказчики говорят, что отечественные продукты недостаточно зрелые, а разработчики утверждают, что пора смириться с тем, что как раньше уже не будет и смотреть на вещи более трезво. Ведь в большинстве случаев бизнес использует не более половины функционала имеющихся решений, а значит надо не бояться изменить подход к выбору ПО. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Импортозамещение 2023».
Тимур Порошин: Подозрения в незрелости российских продуктов не оправданы
Первый шок от ухода с рынка иностранных вендоров прошел, и заказчики начали поэтапно переходить на российские аналоги. О том, как выбрать подходящее решение и, самое главное, компанию, которой можно доверить миграцию, рассказал Тимур Порошин, владелец продукта Т1 CRM.
CNews: Как изменилась стратегия импортозамещения у ваших заказчиков в текущих условиях?
Тимур Порошин: В 2023 году бизнес стал вдумчивее подходить к планированию и самой миграции на российское ПО. Если первоначально часть компаний рассчитывала поменять все ИТ-системы за полгода, то сейчас они пришли к необходимости немедленной замены только критических для бизнеса решений. Для остальных предусмотрен поэтапный перевод, в соответствии с дорожной картой миграции. Осуществить такой подход более эффективно позволяют микросервисы за счет быстрого замещения отдельных элементов существующего ИТ-ландшафта.
CNews: Какие рекомендации по замене иностранных решений на российские вы могли бы им дать?
Тимур Порошин: Во-первых, найти исполнителя-эксперта. Сегодня ИТ-рынок излишне разогрет: очень многие игроки заявляют о готовности что-то разработать и внедрить. Однако выбирать в качестве партнера следует команду, имеющую опыт в нужной сфере с заказчиками аналогичного масштаба. Иными словами, при замене ERP на крупном предприятии, странно обращаться к тем, кто ничего не понимает в складских процессах, и отлично пишет продукты для малого бизнеса.
Во-вторых, критически оценить эффективность и надежность технологического стека, используемого вендором.
В-третьих, внимательно наблюдать за тем, как решают похожие ИТ-проблемы партнеры и конкуренты, посещать форумы, следить за цифровой повесткой.
CNews: Сейчас много говорят о недостаточной зрелости российских систем. В какой мере T1 CRM может заменить иностранные решения?
Тимур Порошин: Разговоры о незрелости продуктов российских вендоров обычно подразумевают сравнение с решениями глобальных компаний, покинувших рынок, и их маркетинговой мощью. С точки зрения технологического базиса, у российских разработчиков есть возможность идти быстрее и результативнее. Наше преимущество состоит в том, что мы можем опираться на опыт конкурентов и лидеров глобального рынка. Кроме того, ИТ-стек, доступный сегодня, стал гораздо шире, то есть решать бизнес-задачи можно проще и интереснее. Наконец, мы за 20 лет работы с корпоративными заказчиками научились чутко реагировать на их запросы и изменения регуляторной среды. Это дает возможность создавать по-настоящему востребованный продукт с исчерпывающей функциональностью. Да, потребуется время и усилия, чтобы научиться эффективно продавать свои продукты, построить дистрибьюторские сети. Но этот этап мы также пройдем быстрее, чем мировые лидеры в свое время, так как российский рынок хорошо знаком с этими практиками.
Один из барьеров на пути эволюции российских софтверных продуктов — ограничения кадрового ресурса. Для его преодоления в Т1 CRM упор делается на создание Low Code-инструментов, что позволяет интенсивно расширять команду, привлекая в нее начинающих специалистов, которые будут расти вместе с проектами. Кроме того, благодаря такому подходу временные затраты на разработку сокращаются в 5-6 раз. Пока эти инструменты помогают самим разработчикам, но мы работаем над тем, чтобы их начали использовать системные аналитики для простого конструирования CRM-системы любой сложности.