Как ИТ-отделы ритейлеров справляются с неприятностями

Два года назад ритейл столкнулся с внезапным кризисом, но нашел новые возможности. Потрясения этого года возможностей пока не добавляют, но ритейл продолжает держаться. Что делать, если внезапно остался без ИТ-инфраструктуры, бизнес-приложений, сотрудников? Стоит ли думать о выходе на новые рынки и закладывать масштабирование в архитектуру проекта? Представители крупных и малых компаний на секции «ИТ в ритейле» CNews FORUM 2022 поделились опытом, как жить и работать в новых условиях. 

страницы:

Дмитрий Серебряков: Если компании не найдет замену иностранным ПО и оборудованию, снова понадобятся «синие воротнички»

Рынок труда линейного персонала всегда был одним из самых сложных. Теперь к нему добавились самозанятые, найм которых, с одной стороны, выгоден, а с другой, несет с собой дополнительные риски и нагрузку на кадровую и финансовую службу компании. Как автоматизировать этот процесс, рассказал Дмитрий Серебряков, основатель и CEO «Цифровой HR платформы».

CNews: Каковы ваши прогнозы по состоянию рынка труда линейного персонала в ближайшее время?

Дмитрий Серебряков: «Синие воротнички» — это основа рынка рабочей силы. Интересно, что спрос на представителей этих профессий много лет подряд превышал предложение, но сейчас тенденция меняется. Мы полагаем, что рынок труда линейного персонала будет продолжать расти. Во-первых, массовый уход западных компаний с российского рынка в этом году привел к высвобождению большого количества линейного персонала — бывшие сотрудники иностранных компаний практически одномоментно лишились работы. Во-вторых, цифровизация многих отраслей привела к устранению ручных процессов и сокращению потребности в линейном персонале.

С другой стороны, в последние годы в России мы наблюдаем тренд на импортозамещение, и если отечественные компании не смогут найти полноценную замену западным ПО и оборудованию, произойдет определенный откат в развитии — многие операции вновь придется выполнять в ручном режиме, а значит, снова понадобятся услуги «синих воротничков».

Еще один тренд – в стране растет число самозанятых, оно стремится к 6 миллионам. Некоторые компании пока побаиваются работать с ними, опасаясь проверок ФНС РФ. Но те, кто оценил выгоду такого сотрудничества, уже получили значительное преимущество перед конкурентами. Ведь привлечение к работе самозанятых позволяет бизнесу решать задачи по мере их возникновения и оставаться гибким, а также тратить ресурсы компании только целенаправленно. Здесь я имею в виду значительную экономию на фонде оплаты труда, ведь для самозанятых существует особый налоговый режим, при котором нанимателям нет необходимости уплачивать за них налоги и страховые взносы. И, конечно, при работе с самозанятыми не будет стоять вопрос о простоях, больничных, отпусках, как это бывает со штатным персоналом.

CNews: Какие проблемы возникают при оформлении самозанятых?

Дмитрий Серебряков: При всех своих преимуществах использование труда самозанятых связано с некоторыми особенностями. Первое и главное, чего опасаются компании, — это штрафы от ФНС за переквалификацию отношений с самозанятым в трудовые. Второй страх компаний-нанимателей связан с риском того, что исполнитель может не предоставить чек после оплаты его услуг. Пока культура взаимодействия между исполнителями и нанимателями в нашей стране еще только формируется, часто бухгалтеру приходится буквально бегать за самозанятым, чтобы получить чек. Возможно, это не критично, если речь идет о паре человек, но если компания крупная, с сотнями или тысячами представителей линейного персонала, то это уже серьезная проблема.

CNews: Какое решение этих проблем вы предлагаете?

Дмитрий Серебряков: «Цифровая HR платформа» может минимизировать эти риски: все операции на платформе прозрачны, легальны и осуществляются в полном соответствии с требованиями ФНС и 422-ФЗ. А официальное партнерство с ФНС позволяет платформе формировать чеки за исполнителя и таким образом экономить временной ресурс финансового отдела компании, избавляя обе стороны от бумажной волокиты.

К слову, штрафы от ФНС и сбор чеков — не единственные возможные проблемы. Массовый подбор исполнителей (штатных или внештатных) — это всегда дополнительная нагрузка на рекрутеров компании, проверка исполнителей — на службу безопасности, оформление — на HR-команду, а необходимость быстро оплатить оказанные услуги — на бухгалтерию. Сейчас на рынке немало сервисов, направленных на оптимизацию этих процессов, однако большинство из них сфокусированы на решении только одной из задач, возникающих у бизнеса. На наш взгляд, лучшим решением для компаний в таком случае становится делегирование всего процесса работы с самозанятыми целиком — от их автоматического подбора и проверки до электронного документооборота, моментальных выплат и формирования чеков.

«Цифровая HR платформа» объединяет в одну экосистему несколько сервисов, которые позволяют автоматизировать и оптимизировать как HR, так и финансовые процессы. Эффективный автоматический подбор самозанятых обеспечивает наша масштабная база кандидатов — сейчас в ней состоят 350 тыс. человек, из которых 69,2 тыс. — активные, они откликаются на задания не менее 10 раз в месяц. В этой базе кандидаты, которые уже прошли процедуру проверки — для этого мы задействовали информацию из открытых баз данных, в том числе базы госрегуляторов и базу личных медицинских книжек, исключили неблагонадежных исполнителей из числа соискателей.

Агрегированный результат проверки соискателя выражается в числе баллов, которое мы ему присваиваем. Чем больше балл, тем выше уровень благонадежности. Помимо баллов, у каждого кандидата в нашей базе также есть собственный рейтинг, который складывается из оценок, выставленных ему заказчиками за выполнение заданий. С помощью этого наниматели получают информацию о наиболее подходящих для себя кандидатах. Благодаря работе «умных» алгоритмов (предиктивных моделей подбора исполнителей), объединенных в единую нейросеть, а также профилированных групп данных платформа может рекомендовать наиболее подходящих друг другу исполнителей и нанимателей.

Когда исполнитель для задания найден, платформа переходит к автоматизированным HR-операциям: формирует договор об оказании услуг, который стороны заключают при помощи электронной подписи, и контролирует, чтобы исполнитель дошел до объекта и приступил к заданию. Предположим, исполнитель не вышел на задание или не устраивает нанимателя, тогда платформа в оперативном режиме подберет исполнителю замену. Когда задание выполнено, сервис автоматически проводит выплату и формирует чек за самозанятого. За счет того, что все необходимые сервисы для работы с самозанятыми находятся на единой платформе, решение задач в цепочке происходит быстрее, а значит, бизнес экономит свои время и деньги.

Наши основные клиенты — крупные компании из разных сфер: ритейл, логистика, строительство, производство, клининг, складские услуги, HoReCa. А еще мы можем буквально «встроиться под капот» аутсорсинговых компаний и кадровых агентств — для них мы предусмотрели отдельную функциональность.

страницы: