Для того, чтобы деньги, выделенные на цифровую трансформацию, не оказались выброшенными на ветер, надо четко определиться с целями, заручиться поддержкой руководства, вдохновить своими идеями людей и, конечно, выбрать адекватные инструменты. Как это сделать на практике, обсудили участники секции «Цифровая трансформация» CNews FORUM 2021.
Альберт Исламов: Развитию цифровых помощников способствует интеграция технологии унифицированных коммуникаций в решения промышленного интернета вещей
О том, какие задачи может выполнять цифровой помощник, как правильно организовать его работу и как быстро окупаются затраты на такие решения рассказали Альберт Исламов, директор департамента коммуникационных сервисов, и Давид Туманян, руководитель направления IoT, CTI.
CNews: Цифровые помощники уже знакомы человеку — это автопилоты, системы безопасности автомобилей. Где еще могут применяться подобные решения?
Альберт Исламов: Цифровые помощники могут применяться в любой отрасли, где существует потребность в повышении операционной эффективности. Это банковская сфера и финансы, телеком, онлайн-ритейл и все те, где велик объем обрабатываемой информации и большое количество взаимодействий с клиентами. Также цифровые помощники очень активно внедряются в промышленности.
Искусственному интеллекту мы давно доверяем самое ценное – нашу жизнь. Например, системы безопасности на всех видах современного транспорта – авиа, ж/д, метро – уже сегодня оснащены цифровыми помощниками. Данные решения применяются на большинстве видов производств – в металлургии, нефтедобыче и нефтепереработке, генерации электроэнергии, в логистической сфере, для беспилотных перевозок. И рынок цифровых помощников на базе ИИ стремительно растет.
CNews: Какие технологии лежат в их основе?
Давид Туманян: Цифровой помощник как система автоматизированного взаимодействия с пользователем базируется на решениях интернета вещей и искусственного интеллекта. Максимальную выгоду от внедрения подобных систем можно получить, выстроив цифровую экосистему, в которой связаны и объекты мониторинга, и цифровые советчики. Для эффективного управления необходимо иметь об подконтрольном объекте достоверную, своевременную, полную и понятную информацию.
Используя различные датчики и системы, мы собираем данные, чтобы контролировать состояние необходимого объекта. А в дальнейшем полученные данные агрегируются в IIoT-платформе и становятся доступными для следующего шага и для использования в параллельных процессах. Например, платформа CTI IoT Platform интегрируется с различными информационными системами (ТОиР, АСУТП, EAM, CMMS, MES, DWH/BI), данные передаются в сторонние системы для принятия оперативных решений, например, системы складского учета для закупки или заказа детали, которая в ближайшее время выйдет из строя по результатам проведенной диагностики.
Альберт Исламов: Развитию цифровых помощников способствует интеграция технологии унифицированных коммуникаций в решения промышленного интернета вещей, когда умные датчики самостоятельно отправляют сообщения со статусом производственного процесса, оповещают о неполадках, выполняют ряд функций с использованием коммуникационных каналов. Например, система предиктивной диагностики CTI IoT Engine отправляет в мессенджер или с помощью голосового бота сообщение об инциденте в работе оборудования. Это позволяет оперативно принять необходимые меры и предотвратить аварию, поломку или простой оборудования.
CNews: Приведите примеры использования подобных решений. Каковы сроки их окупаемости?
Давид Туманян: Цифровые помощники позволяют осуществить предиктивную диагностику промышленного оборудования, контроль его работы и условий эксплуатации, удаленное управление и мониторинг состояния, выявляют дефекты на ранней стадии. Подобные решения внедрены в ряде промышленных компаний, в частности, нефтегазовой и горнодобывающей отраслей. Например, внедрение предикативной диагностики на заводе Fanuc позволило повысить эффективность и стабильность производства на 5% за счет точной и оперативной информации о текущем состоянии каждого влияющего на производственный процесс элемента. На заводах нефтегазовой отрасли внедрены системы контроля утечек и вибраций на газопроводах, несанкционированных активностей на объектах, состояние грунта и множество других показателей и факторов.
В целом, оптимизация затрат от внедрения систем предикативной диагностики позволяет снизить издержки от непланового простоя до 25% и повысить операционную эффективность до 7-10%.
Срок окупаемости внедренных цифровых помощников в значительной степени зависит от задачи, стоящей перед каждым конкретным заказчиком. В основе решения может лежать технико-экономическое обоснование. Оно может быть направлено на выполнение производственного плана или требований регуляторов. В случае внедрения решений для повышения операционной эффективности срок окупаемости составляет от 6 месяцев, но не превышает 2 лет.