Автоматизация работы кадровой службы занимает второе месте в топе проектов по цифровизации. Как наладить документооборот и соблюсти все буквы закона, вовлечь сотрудников в жизнь организации и снизить расходы? Какие средства коммуникации предпочитают «белые» и «синие воротнички»? Об этом говорили участники организованной CNews Conferences конференции «HR-технологии 2021».
Михаил Гусев: Современные методы позволяют передать часть рутинных HR-операций самому работнику
Изменения в законодательстве позволяют перевести в цифровой вид множество HR-процессов. О том, какие из них уже реализованы в современных системах, рассказал Михаил Гусев, зам. генерального директора компании «БОСС. Кадровые системы».
CNews: Как меняются требования к HR-системам со стороны заказчиков в последние годы?
Михаил Гусев: Главные изменения продиктованы глобальными объективными причинами. С одной стороны, пандемия внесла серьезные коррективы в работу большинства компаний. Массовый перевод сотрудников на удаленную работу, необходимость оформления трудовых отношений в таких условиях и сохранения численности персонала подтолкнули трансформацию сервисного функционала крупных HRM-систем в локальные мобильные приложения.
Сервисы поиска, интервьюирования и найма персонала перекочевали из персональных компьютеров в наши смартфоны. Оценка, обучение и внутренние коммуникации сотрудников перешли во всевозможные чат-боты, мессенджеры, HR-порталы, личные кабинеты и другие digital-инструменты, которые стали очень востребованы на волне всеобщего интереса к цифровизации.
С другой стороны, есть насущные требования цифровой трансформации всех процессов жизнедеятельности. Государство заинтересовано в развитии ИТ-отрасли и автоматизации рутинных процедур. Оно выступает в роли драйвера развития, задавая тон и направление всему процессу. Например, в последние годы мы стали использовать цифровые подписи для визирования документов, оформлять трудовые книжки и больничные в электронном виде. А эти процессы требуют внесения серьезных изменений в первичные нормативно – правовые акты.
CNews: Какие HR-процессы уже можно полностью перевести в цифровой вид?
Михаил Гусев: Цифровая трансформация в HR начинается с возможности вовлекать конечных пользователей в кадровые процессы своих организаций. Современные методы позволяют передать часть рутинных операций HR-сотрудника непосредственно работнику, который с помощью персонализированного «Личного кабинета» может самостоятельно заказать справки, оформить отпуск, командировку и другие документы.
Государство стимулирует переход на цифровые рельсы во всех областях, включая социальные и трудовые отношения. Как пример, сейчас проводится кадровый эксперимент по созданию и обработке документов, определяющих отношения работник - работодатель, только в электронном виде, без дублирования их на бумажном носителе. Даже таких важных для компании и сотрудника, как трудовой договор и его прекращение. Работодатель и работник могут подписывать документы ЭЦП, и они становится юридически значимыми, равноправными обычному бумажному экземпляру.
Под воздействием этих законодательных инициатив стало возможным даже базовые HR-процессы компаний полностью трансформировать в цифровой вид. Эксперимент стартовал в апреле 2020 года и был продлен до 15 ноября 2021 года. По его итогам будут внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс и принят новый федеральный закон. Так что мы ждем этих изменений.
CNews: Какой новый цифровой функционал уже появился в решениях «БОСС-Кадровик»?
Михаил Гусев: В системе управления персоналом «БОСС-Кадровик» уже появился новый функционал, связанный с применением электронных цифровых подписей (ЭЦП) для визирования любых кадровых документов.
Теперь в «БОСС-Кадровик» для сотрудников и руководителей компаний-заказчиков есть возможность ознакомиться, согласовать и подписать документы в электронном виде через сервис «Личный кабинет», используя все виды цифровых подписей, регламентированных в нашей стране – УКЭП, УНЭП и ПЭП, не создавая бумажных копий для реестра или архива.
Учитывая текущую работу большинства компаний в смешанном режиме, такое удаленное взаимодействие с сотрудниками стало чрезвычайно востребовано. Мы наблюдаем повышенный интерес со стороны заказчиков к этим новым функциям системы «БОСС-Кадровик».