Почему проблемы и кризисы становятся движущей силой цифровизации

Пандемия спровоцировала резкий скачок развития и внедрения цифровых сервисов. Участники секции «Цифровая трансформация» CNews Forum Кейсы делились успехами как в госсекторе, так и в коммерческих проектах. Предприятия с достаточными для выживания резервами смогли не только восстановиться, но и перешли на качественно новый уровень управления бизнес-процессами и взаимодействия с клиентами и партнерами.

страницы:

Григорий Иванов: Потенциал для развития ВКС еще очень большой

2020 г. стал критичным для бизнеса во всем мире. Пандемия и связанные с ней ограничения нанесли серьезный ущерб целому ряду отраслей. Вместе с тем, для кого-то они оказались выгодными. Так, «повезло» организациям, обеспечивающим информационную безопасность, а также предлагающим услуги и решения для дистанционной коммуникации. О динамике спроса на видеоконференцсвязь, об изменении требований к системам ВКС со стороны заказчиков и возможностях модернизации решений рассказал генеральный директор группы компаний «Нейтроникс», Григорий Иванов.

CNews: В 2020 г. спрос на решения ВКС значительно вырос. Смог ли рынок предложить все, что было необходимо?

Григорий Иванов: Рынок решений ВКС состоит из нескольких сегментов. Среди них Telepresence для своего рода имитации живого общения. Эти программно-аппаратные комплексы (ПАК) способны «стирать» границы между участниками коммуникации, они же имитируют личное присутствие. Вебинары. Как правило это платформы для дистанционного обучения. Здесь используются как прямые трансляции, так и демонстрация заранее записанных и подготовленных видео- и аудиоматериалов. Видеочаты. Это сервисы, которые позволяют пользователям осуществлять видеозвонки внутри системы. Онлайн-трансляции, в отличие от предыдущих, как правило предполагают одностороннюю связь – передачу синхронизированных видео- и аудиопотоков с места событий на устройства пользователей.

Рынок ВКС вырос в 2020 году за счет увеличения спроса на видеочаты. С объявлением пандемии огромные отрасли бизнеса и вертикали власти во всем мире ощутили потребность в дистанционной коммуникации для поддержания непрерывности процессов. Образованию потребовались решения для дистанционного обучения, медицине – для консультирования пациентов и не только. В целом, любая компания любой отрасли, которая была вынуждена перевести сотрудников в режим home office, должна была оперативно найти способ создать для них комфортную среду для общения.

Остальные сегменты рынка ВКС тоже показали рост, но не такой заметный. Важно, что ни один не отстал.

CNews: Как изменились требования заказчиков к системам ВКС?

Григорий Иванов: Потребность в удаленной коммуникации существовала и до пандемии, она лишь форсировала развитие направления ВКС, при этом скорректировав требования к решениям.

До введения ограничений в связи с распространением инфекции пользователи старались выбирать наиболее соответствовавший потребностям софт, при этом понимая, что идут на компромисс. Однако резко изменившаяся реальность вызвала панику не только на бытовом уровне, но и в плане понимания потребностей для бизнес-коммуникации.

Уже упомянутые образование и медицина столкнулись с самыми масштабными вызовами, а рынок решений не смог покрыть потребности в первую очередь с технологической точки зрения. Ни одна система ВКС не была, например, готова к одновременному подключению такого большого количества пользователей, провайдеры не могли обеспечить каналами связи. Все мы помним, как во время локдауна школьники не смогли продолжить процесс обучения, потому как существовавшие решения не справлялись с нагрузкой.

Что касается бизнеса, здесь выбор систем ВКС поначалу происходил по принципу «лишь бы работало хоть как-то, но работало». Малый и средний сегмент вполне удовлетворялся Zoom, Microsoft Teams, Webex и подобными решениями. Но крупным организациям они не подошли. Причин несколько. Это и уже названное количество подключений, то есть нагрузка. Она наряду с интеграцией с внутренними системами и самое важное – безопасностью – особенно релевантны для государственных компаний, компаний с госучастием, госкорпораций. Им зачастую критически важно использование on-premise-решений. Предприятия ТЭК, оборонной промышленности, системообразующие (железнодорожные, авиационные), космическая индустрия, банковский сектор, нотариусы, силовые структуры, суды не могут себе позволить коммуникацию «в облаках». Как следствие, встал вопрос о том, как эти структуры обеспечить связью, какое решение подойдет заказчикам, которые объективно не могут с помощью Zoom закрыть свои потребности в ВКС.

Вместе с этой сложностью появились и новые. Например, теперь от решения потребовалось не только бесперебойное функционирование, но и интеграция с существующими системами ВКС, причем, здесь речь о прямой интеграции, а не использовании шлюза.

Еще возникла необходимость в том, чтобы система ВКС была доступна через все корпоративные инструменты коммуникации: чаты, календари, ЭДО, доски задач и т.п.

Со временем заказчики стали требовать, чтобы весь этот функционал был реализован на одном ядре, на одних лицензиях, был способен выдерживать нагрузку и не злоупотреблял каналами, которые они не могут масштабировать. К слову, в том же 2019 году об это мало кто задумывался.

CNews: Какие сложности могут возникнуть при внедрении систем ВКС?

Григорий Иванов: Заказчики, видя простоту Zoom, не понимают, какие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с многомиллионными инвестициями и вложениями человеческих ресурсов скрыты за «фасадом» качественной картинки. Так появляется спрос на отечественные разработки, на удовлетворение которого мгновенно откликаются небольшие молодые компании. Они зачастую существую на рынке менее 5 лет и за это время еще не успевают накопить достаточно экспертизы для конкурирования с Zoom, кроме того, инвестиции в их разработки почти всегда не соизмеримы с вложениями в развитие продукта зарубежного гиганта. При этом такие компании очень активно заявляют о том, что они настолько продвинутые, что могут все и в кратчайшие сроки. Соглашаясь использовать предложения таких молодых «активистов», заказчики не только вредят себе, но и всему рынку.

Во-первых, в большинстве случаев обещания исполнителей не выполняются.

Во-вторых, обесцениваются технологии, которые нужны для удовлетворения уже названных потребностей в безопасности, отказоустойчивости, интеграции и др., создаются неоправданные ожидания.

В-третьих, снижается доверие к отечественным продуктам. Очень часто, встречаясь с заказчиками и рассказывая о преимуществах и особенностях ВКС Vinteo, мы сталкиваемся с сопротивлением в виде устойчивого мнения о том, что российские решения не стоят внимания. К такому выводу приходят, как правило после того, как перепробовали множество отечественных разработок «активистов», в том числе тех, которых по непонятным причинам рекомендуют авторитетные структуры.

Есть заказчики, которые не тестировали российских решений, но считают, что создание такого узко специализированного решения – в принципе процесс быстрый и простой. Они либо сжигают бюджеты на собственные разработки, либо на непроверенные системы, пренебрегают дедлайнами, а потом в срочном порядке ищут альтернативу. С такими заказчиками тоже сложно, поскольку им трудно признавать ошибки перед руководством и обосновывать новые внедрения.

CNews: Как вы видите развитие рынка ВКС?

Григорий Иванов: Несмотря на кажущуюся простоту решений для ВКС и конечность их развития, потенциал для масштабирования есть, и он довольно большой. Например, в госсекторе, крупных госкорпорациях и коммерческих организациях очевидны потребности в замене существующего класса решений Telepresence, обеспечении глубокой интеграции с такими системами, как защищенные корпоративные чаты, АТС, системы ЭДО и др., с возможностью реализации нетипичных и сложных сценариев, например, удаленные спецприемки, юридически значимые голосования.

Знание рынка и понимание смежной экспертизы на сегодня позволяют говорить о том,

что закрытие этих потребностей возможно только одним способом: с реализацией ядра на ВКС и «наращиванием» функционала за счет коллабораций с проверенными партнерами, с которыми «синхронизированы» лицензии и отлажена интеграция, протестированы сценарии внедрения. В области видеоконференцсвязи на отечественном рынке с точки зрения глубины проработки решений и опыта в целевом сегменте безусловный лидер – это Vinteo. Компания имеет в арсенале необходимый технологический инструментарий и релевантный проектный опыт у отраслевых заказчиков. Дополнительные опции для решений ВКС реализуются за счет возможностей искусственного интеллекта «Нейтроникс», защищенного корпоративного мессенджера eXpress и почты CommuniGate Pro. Опыт показывает, что иные подходы сегодня не работают.

страницы: