Коронакризис стал катализатором цифровых изменений во многих отраслях. Компании вынуждены были обратить самое пристальное внимание на работу с данными и эффективность приложений, расширить использование облаков, наладить удаленную работу. Несмотря на объективные сложности, ни государственные, ни коммерческие организации не собираются отказываться от запланированных ранее работ. Об ожидаемых результатах 2020 г. и планах на будущее говорили участники CNews Forum 2020.
Игорь Хомков: АРМ-решения специально заточены под повышение качества сервисов
Популярные в мире АРМ-решения начали завоевывать и российский рынок. И не последнюю роль в этом сыграла пандемия, которая заставила бизнес вплотную заняться качеством оказываемых услуг, говорит Игорь Хомков, глава представительства Dynatrace в России, Белоруссии и Казахстане.
CNews: АРМ-решения — довольно новые на российском рынке. Как меняется отношение к средствам управления производительностью приложений в России?
Игорь Хомков: APM-рынок существует в России достаточно давно. Однако в силу того, что технологию многие воспринимали как «экзотику», а не обязательную надстройку любой ИТ-системы, представление о том , что такое APM и как его можно использовать, формировалось, прежде всего, под влиянием вендоров. Мне известно множество случаев, когда в ответ на наш вопрос, есть ли у вас АРМ, ИТ-специалисты заказчика отвечали: «Да, у нас APM построен на Zabbix». Безусловно, это отличная система, но ее функционал не является APM-решением.
Согласно классификации Gartner, существует пять основных составляющих APM: управление цифровым опытом пользователей, бизнес-аналитика, управление производительностью приложений, инфраструктурный мониторинг и AIOps. То есть, по сути, APM — это не только ИТ-инструмент. Это бизнес-инструмент, это инструмент DEVOps, инструмент техподдержки, инструмент владельцев приложений и так далее.
В тоже время, хотелось бы отметить, что за последние два года зрелость рынка очень выросла. Сейчас большинство цифровых заказчиков уже не просто спрашивают нас, что может наш продукт. Они приходят с конкретным запросом. И большинство запросов, конечно же, приходит от бизнеса. Особенно я бы хотел отметить рост внедрений APM в российском банковском секторе, в госсекторе для предоставления госуслуг, в крупных цифровых компаниях. Это говорит о том, что в этих сегментах владельцы цифровых сервисов конкурируют за пользователей и чувствуют ответственность перед ними за качество услуг.
CNews: Какое влияние на этот рынок оказала пандемия?
Игорь Хомков: Как бы парадоксально это не звучало, пандемия открыла новые возможности для реорганизации компаний и предприятий, повышения эффективности и производительности работы. Поскольку APM —это, прежде всего, про качество, а не про количество, мы видим спрос на такие решения. Спрос на повышение качества цифровых сервисов.
Поэтому под влиянием пандемии рынок APM начал расти. Так же на этот рост повлияла и конкурентная среда. В России сейчас представлен практически весь квадрат Gartner MQ. Нам очень нравится тот факт, что эта конкуренция есть, что в России помимо нас есть сегодня неплохие решения от APP Dynamics, New Relic, CA. Все это повышает зрелость рынка, способствует более глубокому пониманию заказчиками технологии.
CNews: Какова эффективность использования АРМ? Например, какие результаты показало внедрение на Московской Бирже?
Игорь Хомков: Эффекты от внедрения APM обычно видны не сразу. Учитывая, что наш цикл продаж предусматривает бесплатный пилотный проект, заказчик может оценить эффект. Как-то раз в ходе пилотирования в одной из компаний мы увидели, что число проблем с сервисом всего за 3 месяца сократилось на 30%. Честно говоря, мы немного испугались, подумав, что заказчик скажет: «Спасибо, мы достигли результата, покупать не будем».
Но внедрение APM обладает огромным количеством других достоинств. Это сокращение time-to-market коммерческих продуктов, повышение эффективности работы и снижение затрат на поддержку пользователей, ускорение финансовых транзакций, оптимизация цифровых бизнес-процессов, планирование нагрузки и так далее.
Если говорить о Московской бирже, то коллеги внедряют один из наиболее интересных цифровых сервисов в России – финуслуги. Безусловно, финансовый сервис требует исключительных показателей по надежности. И основной эффект от АРМ становится очевиден на первом этапе внедрения.
Московская биржа подошла к внедрению с максимальной степенью понимания технологии. По сути, мы как вендор даже не участвуем во внедрении, а только оказываем технологические консультации. Так что, наверное, этот вопрос будет более корректно задать им. Обращу лишь ваше внимание на тот факт, что система, по сути, внедряется самим заказчиком. И это показатель того, что наши решения обладают очень большой степенью автоматизации как на этапе внедрения, так и на этапе техподдержки.