Как рассчитать стоимость облачных услуг и выбрать лучший SLA

Необходимость перевода сотрудников на удаленную работу еще раз доказала, что облака — самый удобный способ построения ИТ-инфраструктуры. Осталось только выбрать наиболее подходящие условия доступа к облачным сервисам. Как это сделать, обсуждали участники организованной CNews Conferences конференции «Рынок облачных услуг: новый рост, новые драйверы».

страницы:

Константин Алексеев: К 2024 году Россия может занять 2 – 2,5% мирового облачного рынка

Российский облачный рынок активно растет. Но насколько конкуренты предложения отечественных компаний в мировом масштабе? Об этом CNews поговорил с Константином Алексеевым, экспертом в разработке программного обеспечения.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, перспективы публичных облаков на российском рынке?

Константин Алексеев: С моей точки зрения, рынок облачных услуг в России хоть и отстает от западного, но в целом показывает довольно уверенные темпы роста и развития. Например, еще около 7 лет назад облачные технологии в России использовались в большей степени для незначительных, маловажных сервисов и приложений по причине того, что многим эти услуги были не до конца понятны и не всегда вызывали доверие. Крупные компании не спешили переходить к облачным технологиям и прощупывали рынок с помощью более мелких игроков.

Со временем ситуация довольно сильно изменилась, и облачными услугами теперь пользуются не только крупные компании (телеком, ритейл, ИТ), но даже банковский сектор. В пору развития облаков в России казалось, что банки, да и в принципе финтех, никогда не будут пользоваться услугами сторонних облачных провайдеров как минимум из соображений безопасности. Но время показало, что на облачных серверах банковский сектор разворачивает не только тестовые окружения и совсем незначительные сервисы, но и реальные боевые приложения. Это очень значимый показатель, который указывает на то, что облачные услуги, оказываемые в России, эволюционируют, предлагают качественный и безопасный сервис.

Также хотелось бы отметить, что на российском рынке появляется все больше поставщиков облачных услуг, что порождает здоровую конкуренцию и позитивно влияет на качество и стоимость предоставляемых услуг. По данным различных консалтинговых и аналитических агентств, облачный рынок в России в последние годы растет примерно на 25-30% в год. Хотя прогнозы на следующий год менее позитивны по причине экономического спада, облачные услуги будут расти и развиваться вместе с развитием ИТ-отрасли.

CNews: Насколько предоставляемые российскими облачными провайдерами сервисы соответствуют уровню, предлагаемому AWS, Azure и пр.?

Константин Алексеев: Рынок облачных услуг в России хоть и совершил значительный скачок за последние несколько лет, но, я считаю, все еще находится на этапе становления. Российскими облачными услугами в нашей стране чаще пользуются крупные негосударственные компании, но в целом он не получил массового распостранения.

Безусловно тяжело, а зачастую невозможно, конкурировать с такими крупными игроками, как Google со своим GCP, Amazon (AWS) и Microsoft (Azure). Эти гиганты с давних пор оттачивали облачные технологии и услуги. Их рынки сбыта значительно обширнее, количество пользователей огромно, что позволяет непрерывно получать множество отзывов и улучшать качество услуг. Казалось бы, этот уровень не доступен российским компаниям.

С другой стороны, крупнейшие мировые облачные провайдеры являются флагманами облачных услуг, что заставляет их непрерывно совершенствоваться и учиться на собственных ошибках. Более мелким и локальным игрокам стоит лишь внимательно следить за трендами, идти по проторенной дорожке и не совершать уже известных ошибок.

На практике крупные локальные компании, особенно государственные, все чаще доверяют локальным провайдерам, чьи услуги соответствуют местному законодательству и быстрее адаптируются под его изменения. У них более гибкая ценовая политика и отзывчивая техподдержка. Так что, с моей точки зрения, облачные сервисы, предоставляемые значительной частью российских провайдеров, не сильно уступают уровню крупных мировых игроков, и их улучшение — это вопрос времени.

CNews: Достижимы ли поставленные программой «Цифровая экономика» показатели уровня предоставления облачных услуг российскими провайдерами на мировом рынке?

Константин Алексеев: Одной из целей национального проекта «Цифровая экономика» является увеличение доли России в общемировом объеме оказания облачных услуг до 5% в течение пяти лет. С моей точки зрения, поставленная цель слишком амбициозна. Даже однопроцентное увеличение доли потребует объединения усилий крупнейших российских облачных провайдеров и весомой государственной поддержки. Я полагаю, что рост будет в основном за счет внутрироссийского спроса, но, к сожалению, этого недостаточно для достижения поставленной цели.

Конечно, на рост облачной доли России влияет закон «О персональных данных». Зарубежные потребители облачных сервисов, оказывающие свои услуги на территории России, все чаще пользуются услугами отечественных провайдеров именно по этой причине, но в то же время многие из них предпочитают крупнейших мировых провайдеров российским. Положительным фактором может оказаться и относительно низкая стоимость электроэнергии, невысокая, по сравнению с Западной Европой и Северной Америкой, стоимость квалифицированных кадров, а также довольно холодный климат, благоприятствующий строительству новых центров обработки данных.

Негативно влияет качество некоторых облачных сервисов, которые уступают сервисам крупнейших мировых провайдеров, к которым привыкли зарубежные пользователи. Я считаю, что рост российской доли в общемировом пуле облачных услуг до 5% возможен, но не в столь краткосрочной перспективе. К 2024 году, который указан в нацпроекте «Цифровая экономика», рост возможен лишь до 2 – 2,5%.


страницы: