Облачная модель позволяет полностью отказаться от непрофильной ИТ-экспертизы, чтобы сосредоточиться на непосредственных бизнес-процессах предприятия. В результате на рынке развиваются не только уже ставшие традиционными сервисы IaaS, PaaS и SaaS, но также появляются такие экзотические услуги, как «суперкомпьютер-как-сервис», «робот-как-сервис» и даже «дорожные ямы как сервис», рассказали участники секции «Облачные технологии» организованного CNews Conferences CNews FORUM 2019: Информационные технологии завтра.
Новая парадигма потребления ИТ
Облака – это сервисный способ потребления ИТ, когда инфраструктура, среда разработки или готовые приложения предоставляются в качестве услуги сторонним провайдерам. Сейчас подобный подход превращается в стандартную модель потребления ИТ, так как позволяет заказчикам сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах, повысить прозрачность расходов за счет перевода CAPEX в OPEX, а также получить более гибкий и легко масштабируемый сервис. Руководитель направления облачных продуктов компании «МегаФон» Алексей Извеков отметил, что цифровизация и переход в облака трансформируют роль технического директора предприятия, который теряет функции, связанные с поддержкой сервисов, и превращается в полноценного участника бизнес-процессов, так как от выбора того или иного решения будет зависеть успех компании.
В цифровой век одним из важнейших конкурентных преимуществ является быстрое выведение на рынок новых продуктов. Облачный подход позволяет максимально сократить этот срок. Руководитель отдела разработки CarPrice Юрий Буйлов сообщил, что в результате перевода ключевой инфраструктуры на Kubernetes и вывод на SaaS второстепенных процессов его компании удалось сократить срок вывода продуктов (time-to-market) до одного дня.
Еще одним важным преимуществом облаков является возможность снизить задержки при загрузке сервиса. Директор по развитию бизнеса «Крок облачные сервисы» Максим Березин привел в пример облачный проект, реализованный для онлайн сервиса tutu.ru: «Сто миллисекунд задержки при доступе к сервису обходятся в 1% выручки в день, а для высоко-маржинальных сервисов этот показатель достигает 3-5%».
При этом не следует забывать, что облачная трансформация не только несет в себе возможность оптимизации издержек и повышения качества сервиса, но также представляет собой вызов с точки зрения управления ИТ-инфраструктурой и обеспечения защиты. С практической точки зрения это означает решение трех задач, утверждает технический директор Veritas по России, Турции, Польше и СНГ Николай Починок: «В первую очередь, нужно определить, где физически находятся данные, в виде каких логических сущностей они представлены и какие пользователи имеют к ним доступ. Во-вторых, обеспечить надлежащую защиту этих данных и, в-третьих, необходимо обеспечить доступность данных и вычислений». По его словам, трудность заключается в том, что многие предприятия эксплуатируют гибридные инфраструктуры, когда часть сервисов расположена на физических серверах, а другая часть – на виртуальных машинах или в контейнерах, что усложняет задачи защиты и обеспечения SLA.
Дорожная яма как сервис
К настоящему моменту на рынке накоплено достаточное количество реализованных кейсов, поэтому по сравнению с предыдущим годом фокус обсуждения сместился от общих преимуществ облаков к техническим и отраслевым аспектам внедрений. Если ранее на облачной секции CNewsForum среди выступающих преобладали вендоры, то в этом году круглый стол был примечателен присутствием большого числа заказчиков, которые готовы делиться опытом внедрения облачных решений.
Например, заместитель генерального директора по ИТ компании «РесурсТранс» Леонид Кушнир рассказал, как облачные технологии помогают решить задачу построения маршрутов движения транспорта. По его словам, проблема заключается в том, что современные картографические сервисы не содержат сведений об ограничениях движения грузового транспорта. Кроме того, отсутствует информация о неровностях на дороге, что является критичным при перевозке хрупких грузов. «Мы решили эти проблемы, обратившись к облачному провайдеру телематических данных. В частности, сведения о работе акселерометра позволили выявить неровные участки маршрутов, а карта пройденных ранее треков позволяет обходить участки, на которых есть ограничения для движения грузового транспорта», – поделился опытом Леонид Кушнир.
Когда нужно уходить в облака?
Директор по ИТ компании Mary Kay Илья Садовенко предостерег собравшихся от переоценки экономической выгоды облаков. «Парадоксально, но факт – приобретение физического сервера оказывается дешевле», – отметил эксперт. По его словам, использование облаков однозначно оправдано для стартапов, не имеющих собственной инфраструктуры. В противном случае необходимо тщательно оценить затраты на миграцию в облако. «При наличии 1-2 стоек выгода от перехода на IaaS очевидна, в случае 5-10 стоек возможны различные варианты, при эксплуатации более чем 12 стоек переход вряд ли окажется оправданным. Исключение составляет ситуация, когда подходит цикл замены оборудования. Для нас это оказалось ключевым аргументом для миграции в облако», – поделился опытом Илья Садовенко.
Аналогичного мнения придерживается корпоративный ИКТ-директор компании «Май» Евгений Михалев: «К моменту миграции в облако наша физическая инфраструктура эксплуатировалась уже пять лет, поэтому было необходимо либо закупать новое оборудование, либо уходить в облако». По его словам, капитальные затраты на закупку собственной инфраструктуры равняются пятилетней стоимости облачной аренды, однако дополнительным плюсом является то, что при облачном подходе нет необходимости заниматься поиском сотрудников с необходимой ИТ-компетенцией. Вместо этого появляется возможность сосредоточить усилия на ключевых бизнес-процессах.
Сравнение операционных затрат на поддержку собственной инфраструктуры и на оплату облачных услуг
Источник: Mary Kay, 2019
Облако в контейнерах
С технологической точки зрения наибольшее внимание собравшихся привлекла контейнерная виртуализация, которая дает возможность запускать приложения в изолированных средах, что позволяет увеличить число обрабатываемых запросов и оптимизировать использование вычислительных ресурсов за счет роста плотности вычислений. Например, в страховой компании «Ренессанс Жизнь» на контейнерную платформу Kubernetes был переведен ключевой процесс по распознаванию документов. «Срок подтверждения подписей на документах сократился до нескольких секунд. Кроме того, используемая нами нейросеть способна самостоятельно распознать подпись в 95%, что позволило нам сократить персонал, который ранее был занят на этом направлении», – рассказал директор по ИТ «Ренессанс Жизнь» Александр Мольский.
Широкое распространение контейнерные технологии получили в сфере разработки, где предъявляются высокие требования с точки зрения гибкости инфраструктуры, так как быстрый вывод новых продуктов на рынок является залогом успеха современных предприятий. Ранее преобладал монолитный способ разработки, когда вносить изменения в отдельную часть сервиса было невозможно без выпуска нового релиза всего приложения. Внедрение контейнеров позволило перейти к микросервисам, каждый из которых разрабатывается отдельной командой и имеет собственный API, что позволяет вносить изменения без риска вывода из строя всего программного обеспечения.
Цикл разработки при облачном подходе
Источник: Учи.ру, 2019
В организационном плане контейнеры являются реализацией принципа DevOps, когда команды разработки, тестирования и эксплуатации работают в тесном взаимодействии. «Контейнеры существенно сократили цикл разработки, а также изменили ее структуру. Они дают возможность разместить ПО в отдельной капсуле с доступом к необходимым библиотекам, при этом контейнер можно запустить в любом месте, где это требуется разработчику», – прокомментировал технический директор компании Suseв России и СНГ Павел Жуков.
В свою очередь, технический директор образовательного проекта «Учи.Ру» Алексей Вахов рассказал о практическом внедрении облачного подхода при разработке новых сервисов: «Чтобы сделать популярный продукт, нужно попробовать множество вариантов. В среднем в день у нас реализуется 85 выкаток программного кода, что предъявляет высокие требования с точки зрения гибкости сервиса». По его словам, самым сложным оказалось не внедрить собственно технологии, а изменить менталитет сотрудников: «Облако – это не золотая пуля, с помощью которой можно решить все технологические проблемы, а культурный сдвиг в менталитете разработчиков», – заявил эксперт.
Эволюция ИТ
Источник: Suse, 2019
Суперкомпьютер и робот как сервис
Если для разработки выгодно использовать контейнеры, то в случае аналитики больших данных более полезным подходом будет «обратная виртуализация» или предоставление в качестве сервиса возможностей суперкомпьютера, рассказал собравшимся руководитель направления облачной интеграции Selectel Владислав Карпинский. Как правило, при разговоре об облаках на ум приходит виртуализированная инфраструктура, когда физический сервер разбивается на несколько виртуальных серверов, на которых запускаются виртуальные машины. Однако в некоторых случая требуется «обратная виртуализация», когда несколько физических серверов нужно представить в виде единой виртуальной единицы с целью решения ресурсоемкой задачи. Такие сервисы востребованы в аналитике в ритейле или при тестировании решений, когда требуется моделирование с большим количеством in-memory вычислений.
Вертикальное масштабирование с применением «обратной» виртуализации
Источник: Selectel, 2019
Помимо потребления сервисов на уровне инфраструктуры (IaaS) или среды разработки (PaaS) бизнес также активно использует готовые приложения по модели (SaaS), когда сервис предоставляется в аренду удаленным провайдером. В качестве примера подобной модели на круглом столе была представлена система автоматизированного обзвона, которая способна синтезировать речь, близкую к естественной, и качественно распознавать ответы собеседника. «Робот-оператор в эксплуатации оказывается в 10 раз дешевле сотрудника, работающего даже из самого депрессивного региона страны», – объяснил преимущество такого подхода ИТ-директор компании АБК Сергей Марков.
Программно-определяемое железо
С точки зрения оборудования оптимальной стратегией для реализации облаков является построение гиперконвергентной инфраструктуры, представляющей собой интегрированный стек из серверов, СХД и сетевых устройств, управление которым осуществляется на программном уровне. Такой подход позволяет не только оптимизировать администрирование, но и дает возможность более эффективно использовать имеющиеся мощности.
Так, по словам менеджера по развитию серверной инфраструктуры компании «Балтика» Сергея Ельчинского, переход на гиперконвергентную инфраструктуру HPE Simpli Vity позволил в 3 раза сократить количество физических серверов и СХД в филиалах. При этом отдельного внимания заслуживает скорость восстановления виртуальных машин на гиперконвергентных платформах: «У нас были случаи, когда на восстановление терабайтной машины уходила одна минута», – отметил IT Solutions Manager компании HPE Игорь Подуков.
Помимо выгод в эксплуатации гиперконвергентный подход позволяет сократить временные затраты на развертывание физической инфраструктуры. Руководитель департамента системных инженеров Dell Technologies Россия Павел Карнаух привел в пример программно-аппаратный комплекс, реализованный на гиперконвергентном железе производства Dell и EMC, который представляет собой гибридное облако «в коробке» и может быть развернут «буквально за считанные часы».
Как создать гибридное облако, которое легко ответит всем требованиям современного бизнеса, будет надежно и безопасно? Какие варианты решений для этого предлагает Dell Technologies и VMware? Какие возможности управления облаком открывают решения вендоров? Об этом рассказал Павел Карнаух, руководитель департамента системных инженеров Dell Technologies.
CNews: Что дает заказчику решение Dell Technologies Cloud?
Павел Карнаух: Dell Technologies Cloud – это законченное программно-аппаратное решение от Dell Technologies, объединяющее экспертизу VMware и Dell EMC. DTC позволяет заказчику быстро построить частное облако, которое в дальнейшем можно будет интегрировать с публичными облаками, преобразовав в полноценное гибридное решение.
Какое место в экосистеме современного цифрового бизнеса занимают облака, рассказал Максим Березин, директор по развитию «Крок Облачные сервисы».
CNews: Какая ИТ-инфраструктура необходима компании, стремящейся идти по пути цифровизации?
Максим Березин: Компания, которая приступает или уже осуществляет цифровизацию, стремится решить две задачи. Во-первых, обеспечить постоянную доступность существующих клиентских сервисов. Во-вторых, запустить новые продукты на рынок и иметь постоянную возможность эти продукты разрабатывать.
О результатах внедрения гиперконвергентной системы в пивоваренной компании «Балтика» рассказал Герман Лобанов, технический директор «Паладин».
CNews: Каковы основные преимущества гиперконвергентных систем?
Герман Лобанов: О преимуществах гиперконвергентных систем лучше всего могут рассказать наши заказчики. Например, пивоваренная компания «Балтика» отмечает увеличение коэффициента использования ИТ-ресурсов ИТ, повышение доступности приложений, повышение эффективности резервного копирования и восстановления, ускорение внедрения новых приложений и площадок или сайтов, а также повышение продуктивности ИТ-службы.
О том, насколько успешно развивается в России переход на свободное ПО, рассказал Владимир Главчев, управляющий директор SUSE в России и СНГ.
CNews: Как вы оцениваете место свободного ПО на современном ИТ-рынке?
Владимир Главчев: Сегодня российские предприятия активно двигаются в цифровое будущее. Последние годы существует устойчивый тренд на внедрение открытых решений. Многие компании стремятся оптимизировать затраты на ПО и усилить свою вендоронезависимость.
О том, какую роль в построении цифровой экономики играют мобильные операторы, рассказала Наталья Талдыкина, директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФон».
CNews: Как вы видите роль «МегаФон» в процессе построения цифровой экономики России? Готова ли компания к тому, чтобы стать цифровой платформой мирового уровня?
Наталья Талдыкина: «МегаФон» как ведущая телеком-компания принимает активное участие в развитии цифровой экономики. Мы видим тренд, когда компании из разных сфер бизнеса строят экосистему вокруг своего основного направления, предоставляя новые сервисы и новые возможности для своих клиентов. Мы тоже пошли по этому пути, понимая, что услуги связи – это необходимый базис, и предоставлять только эти услуги – недостаточно. Нужно слышать пожелания клиентов и чутко реагировать на их запросы, будь это финтех, видеоконтент, интернет вещей, электронная коммерция или что-то другое. И в рамках смартфона клиента, и в масштабе города.