Первый CNews Forum Кейсы был посвящен практическому воплощению заложенных в программе «Цифровая экономика» идей. Несмотря на то, что государственное финансирование программы задерживается, многие компании уже начали самостоятельно реализовывать проекты цифровизации. И при грамотном подходе они приносят реальную выгоду.
Александр Глазков: Управлять можно только тем, что можно измерить
О том, какие ошибки совершают компании в ходе цифровой трансформации, и как их избежать, рассказал Александр Глазков, председатель совета директоров, управляющий директор «Диасофт».
CNews: Какие основные ошибки совершают компании, решившие заниматься цифровой трансформацией?
Александр Глазков: Пионерами в цифровизации бизнеса стали крупные банки. Зрелых решений не было, их строили «с нуля» и, конечно, ошибались. Но цель достигнута, средства оправданы – это доказывает бизнес Сбербанка, «Тинькофф Банка», Альфа-Банка и других лидеров рынка. Инноваторы проторили себе широкую дорогу на конкурентном поле. Есть надежда, что их последователи пойдут другим путем, не повторяя чужих ошибок.
Наша компания тоже проделала работу над ошибками. Опыт показывает: одна из ключевых ошибок – в организации производства. Осознанное освоение новых методов управления, таких как Аgile, DevOps, помогло нам в организации командной работы и мотивации сотрудников, что еще сложнее, чем преобразования технологические.
Другая проблема – в эффективном управлении изменениями. Управлять можно только тем, что можно измерить. В цифровой трансформации без постоянной работы с данными ничего не выйдет. Одна из колоссальных ошибок – неумение управлять данными, их измерением.
CNews: Какие технологии вы считаете наиболее важными?
Александр Глазков: Цифровизация бизнеса немыслима без нового стека технологий, на основе которого строятся сверхнадежные системы для непрерывной разработки и управления изменениями. При переходе в цифру нужны архитектурные решения нового поколения – двухскоростные цифровые платформы, развивающиеся в двух направлениях – LOS (кредитные конвейеры) и BDS (операционные фронты). Фронты сегодня – главное конкурентное преимущество бизнеса. Цель платформы – обслуживание клиентов в омниканальном цифровом пространстве. Заполнение каналов отдельными решениями не оправдывает средства, тормозит развитие бизнеса.
Изменения законодательства, процессы консолидации банковского бизнеса, рост количества транзакций требуют эффективного управления данными. Решения для учета и отчетности должны занимать отдельное место в трансформации банковских ИТ. Тренд – на разделение и параллельное развитие бухгалтерского и продуктового учета.
Нужны технологии для управления разрозненными ИТ-ландшафтами и хозяйственной деятельностью консолидированного бизнеса, поддержки классического банкинга, развития инвестиционного бизнеса.
CNews: Почему, на ваш взгляд, совершить цифровую трансформацию собственными силами сложно – лучше доверить этот процесс вендору?
Александр Глазков: Крупные банки хотят все делать in-house. Главным образом потому, что они не хотят зависеть от вендора. Но ни тысячи разработчиков, ни крупные вложения успеха не гарантируют. Потребуется довольно много времени (иногда годы), чтобы организовать командную работу и такие производственные процессы, которые вызревают в компаниях – разработчиках ПО.
В такой ситуации вполне закономерно возник тренд совместной разработки. Мы встраиваемся в процесс трансформации банков, выясняем и формулируем вместе с ними их потребности и совместно разрабатываем необходимые решения, которые базируются на наших платформах.
Решение задач трансформации требует формирования компетентных команд разработки с возможностью быстро расширять ресурсный пул при реализации большого объема работ и сокращать его при снижении загрузки. Мы готовы выделять банкам команды разработки для решения поставленных задач, наш опыт организации такой совместной работы с клиентами доказал эффективность взаимодействия между командами и высокий уровень компетенций наших специалистов.
Мы также готовы делиться с банками нашими знаниями и опытом в части организации производственных процессов для дальнейшего самостоятельного развития решений уже силами команд банка.
Все это – осознанная трансформация бизнеса вендора из классической модели поставки готовых решений в консалтинговую. При этом мы сохраняем генотип разработчика и поставщика ПО и стремимся предложить рынку продукт, который будет на порядок дешевле, чем собственная разработка финансовых организаций.