Кейсов в сфере промышленного и пользовательского интернета вещей становится все больше. Однако прежде чем приступить к реализации такого проекта, надо тщательно просчитать его эффективность, говорят участники организованной CNews Conferences конференции «Интернет вещей 2019».
Дмитрий Соколов: Перевода на «цифровые рельсы» отдельных процессов недостаточно
О том, что такое настоящая цифровая трансформация, и как в кратчайшие сроки «переформатировать» предприятие, рассказал Дмитрий Соколов, эксперт по развитию направления MindSphere IoT, Siemens.
CNews: В чем, по вашему мнению, суть цифровой трансформации?
Дмитрий Соколов: Цифровая трансформация – это не просто внедрение современных ИТ или IoT систем. Перевода на «цифровые рельсы» отдельных процессов или даже всего бизнеса недостаточно.
В ходе цивилизационного развития общество выработало две стратегии управления товарным производством и качеством любых услуг: это жесткое администрирование и добровольная стандартизация. В наше постиндустриальное время мы становимся свидетелями становления третьего метода – создание среды, которая исключает неправильные действия.
Для подлинной цифровой трансформации нужно, прежде всего, снять все барьеры для интеграции данных, систем, процессов, оборудования, всех участников бизнеса. Тогда процессы, системы и люди начинают взаимодействовать на основе полной синхронизации и прозрачности. То, что раньше делалось последовательно, теперь происходит параллельно и т.п. В конечном счете, получится «полный граф» взаимодействия. На этой основе уже могут возникать новые бизнес-модели и новые цепочки создания ценности, происходит переформатирование предприятия. В этом суть цифровой трансформации.
CNews: Как получить по-настоящему эффективное решение?
Дмитрий Соколов: Цифровой переход возможен на основе так называемого «цифрового ядра», которое может объединить миры ИТ-систем и реальность. Такое ядро свяжет между собой заказчиков, производство и оборудование, проектирование изделий и услуг, планирование, поставки, сотрудников, эксплуатацию и т.п. Эту роль может выполнять одна система или комплекс систем. Обязательные условия – возможность подключения самого разного оборудования и источников данных, открытость для постоянного развития и создания новых приложений, возможность построить единую аналитическую систему на основе «федеративного озера данных». Цифровое ядро управляет IoT данными (реальный мир) и связывает их с данными ИТ-систем (цифровой мир) через «озеро данных».
CNews: Какие сложности возникают? И как вы предлагаете их решать?
Дмитрий Соколов: Основная сложность связана с неструктурированным подходом к трансформации. Компании начинают внедрять новые ИТ-системы и цифровые процессы, зачастую не предусматривая их постоянное развитие в тесной взаимосвязи между собой. В результате возникают барьеры между системами, форматами данных, департаментами. Удлиняются и дорожают проекты, эффект от цифровизации остается точечным.
Чтобы этого избежать, можно опираться на единую открытую платформу, которая предоставляет единую метамодель данных, управляет ресурсами, приложениями, подключением источников данных, поддерживает полный жизненный цикл приложений и сервисов, обеспечивает безопасное управление доступом к данным. К таким платформам можно отнести Siemens MindSphere.