В России будет создан Единый цифровой контур здравоохранения, который объединит все медицинские учреждения, вплоть до фельдшерско-акушерских пунктов, с ЕГИСЗ. Каким он будет и что необходимо сделать для того, чтобы в стране появились реально работающие цифровые медицинские сервисы, обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «ИТ в здравоохранении: итоги 2018 года».
Александр Терехов: «Цифровизация» бизнес-процессов связана с фундаментальным преобразованием привычных способов ведения дел
О решениях, которые предлагает здравоохранению Samsung, рассказал CNews Александр Терехов, директор департамента цифровых мобильных технологий Samsung Electronics.
CNews: Какие направления для внедрения инноваций вы видите в современном бизнесе?
Александр Терехов: Внедрение инноваций должно быть комплексным: использование новейших технологических решений в отдельно взятой области не будет на 100% эффективным без адаптации других частей бизнеса. Цифровая трансформация подразумевает глубокое преобразование всего бизнеса на системной основе. Эксперты выделяют три основных направления цифровой трансформации: улучшение клиентского опыта, оптимизация рутинных операций и процессов, поиск новых бизнес-моделей.
Влияние современных технологий на клиентский опыт очевидно любому обывателю: сегодня большинство повседневных задач, от уборки дома до заказа такси или организации отпуска, можно выполнить онлайн, в приложении, без личного визита в офис компании и даже без телефонных звонков. Удобство для клиентов сочетается с экономией времени и ростом числа клиентов для бизнеса.
«Цифровизация» бизнес-процессов связана с фундаментальным преобразованием привычных способов ведения дел. От того, насколько успешной она будет, напрямую зависит как снижение затрат, так и «обновление» клиентского опыта: в первую очередь необходимо перестраивать те области процесса, которые связаны со взаимодействием с клиентами. Например, благодаря автоматизации принятия решения по выдаче кредита эта процедура должна занимать всего 10 минут, а не несколько дней.
Выработка новой бизнес-модели – пожалуй, самая масштабная задача, но для поддержания жизнеспособности бизнеса в долгосрочной перспективе она должна быть решена. Одним из интереснейших направлений в этой области является использование искусственного интеллекта для решения бизнес задач.
CNews: Какие решения предлагает Samsung здравоохранению?
Александр Терехов: В России в данный момент реализуется следующий набор решений для здравоохранения: специализированный планшет для бригад скорой помощи, позволяющий получать оперативную информацию о пациенте до или в процессе оказания первой помощи; цифровое мобильное рабочее место медицинского работника как для стационаров, так и мобильных категорий врачей (например, участковых); электронные сервисы по управлению здравоохранением; специализированные решения для обучения и реабилитации пациентов с тяжелыми диагнозами.
Что касается международного опыта, прежде всего, стоит упомянуть о платформе Samsung Health, интегрированной в мобильные и носимые устройства компании. Samsung Health предлагает пользователям во всем мире наиболее гибкие и доступные решения для поддержания и отслеживания состояния здоровья. К примеру, опции «Контроль симптомов» и «Спроси эксперта» позволяют находить необходимую медицинскую информацию, не покидая приложения, а также проверять симптомы, сохранять медицинские рецепты и консультироваться у специалистов онлайн.
Кроме того, вместе со своими партнерами, Babylon (Великобритания) и American Well (США), Samsung Health предоставляет доступ к еще большему числу решений для поддержания здоровья и хорошего самочувствия пользователей. Улучшенный интерфейс в обновленном приложении Samsung Health на носимых устройствах Samsung предоставляет пользователю больше информации одновременно, обладает поддержкой GPS и позволяет одним нажатием измерить объем физических нагрузок и сердечный ритм. Теперь пользователям предлагается выбор из 39 различных упражнений, кроме того, они смогут отслеживать свои спортивные достижения, подключившись к носимому устройству или умным «часам».
CNews: Какова роль ИИ в здравоохранении?
Александр Терехов: Сегодня ИИ уже начинает применяться в здравоохранении для выполнения трех основных задач.
Во-первых, технологии искусственного интеллекта и машинного обучения помогают врачам диагностировать пациентов. Нейросети способны проанализировать колоссальные массивы данных – например, изучить миллионы клеток, чтобы найти всего несколько злокачественных образований и диагностировать рак на ранней стадии.
Во-вторых, ИИ позволяет эффективно продвигать услуги здравоохранения, опираясь на поведение пользователей в сети – инструменты предиктивной аналитики находят пользователей, которым будет полезен тот или иной препарат, помогая как самим юзерам, так и компаниям.
В-третьих, изучая поведение пациентов – то, насколько они склонны следовать рекомендациям врачей, – искусственный интеллект может способствовать более качественному лечению. Если ИИ выявил, что пациент забывает принимать назначенные врачом таблетки или не всегда принимает их в нужное время, доктор может предложить пациенту перейти на более комфортный способ лечения – например, пластырь, который необходимо менять лишь раз в неделю.
Перспективным направлением является и телемедицина – комплекс ИТ-решений, позволяющих проводить удаленные консультации со специалистами во время приемов и операций. Очевидно, что по мере развития медицинских технологий, возможности телемедицины будут только возрастать – вплоть до удаленного проведения операций через роботизированные инструменты. В этом случае роль ИИ также станет критичной – ведь ценой механической ошибки может стать человеческая жизнь. Помимо этого существенно вырастет необходимость в сверхбыстрой и стабильной связи – тут мы говорим о планирующихся к развертыванию в России 5G-сетях.