Десятый, юбилейный CNews Forum принял около 1500 гостей из ИТ-компаний и их заказчиков, представителей органов власти. Они обсудили ключевые вопросы, волнующие сегодня отрасль. Лучшие ИТ-проекты года были удостоены награды CNews Awards.
Государственная программа «Цифровая экономика» предусматривает пять направлений развития, из которых Минэкономразвития отвечает за два: нормативное регулирование и подготовка кадров. О работе на этих направлениях рассказал заместитель министра экономического развития России Савва Шипов. В частности, он поделился информацией о наработках в области нормативного регулирования: «Государство в одиночку не может создать цифровую экономику. Единственная правильная модель, при которой мы можем достичь успеха – это объединение усилий с экспертами, предпринимательским сообществом. Главный вызов такого объединения – разница в интересах. Эксперты заинтересованы в продвижении своих идей, бизнесмены действуют в собственных интересах, а государство часто стремится сохранить существующие зоны ответственности органов власти. Сегодня работа строится таким образом, что эксперты и предприниматели вносят свои предложения по регулированию цифровой экономики через фонд «Сколково», работают 16 отраслевых групп, которые заняты поиском препятствий к развитию цифровой экономики и их решения». По словам замминистра, внесенные предложения охватывают широкий круг вопросов, и сейчас предстоит большая работа по превращению их в конкретные планы.
Роль технологического директора в цифровой трансформации большой компании – какой она должна быть, что должно заботить его в первую очередь и за что он должен отвечать? Эта тема не очень часто поднимается на ИТ-мероприятиях, где речь идет больше о самих технологиях и бизнесе. Никита Волков, старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка, считает, что этим вопросом нельзя пренебрегать. «Сбербанк сегодня перевел большую часть разработок на проектную методологию Agile, которая позволяет эффективно совместно работать ИТ и бизнесу. Скорость вывода продуктов на рынок повысилась, и команда разработчиков, если она занимается только программированием по классическому процессу, уже не справляется. Для того, чтобы добиться эффекта, пришлось менять процессы и влиять на культуру взаимоотношений в компании. В частности, мы уходим от модели, когда в команде есть тестировщики – включаем в команды программистов, которые пишут софт, и инженеров, которые его сопровождают. При этом разработчики пишут автотесты, уделяя этому большое внимание». И здесь, как считает Никита Волков, велика роль ИТ-директора как организатора – он должен думать не только о создании и доставке приложений клиентам банка, но и о том, как сделать эффективной работу сотрудников.
Разрыв между желаниями и планами
Корпоративным информационным системам будущего посвятил свое выступление Ринат Гимранов, начальник управления ИТ компании «Сургутнефтегаз». «Мы видим цифровизацию как формирование в виртуальном мире полной картины мира реального, и даже больше, – отметил он. – И прежде, чем объект появится в виртуальном мире, он должен быть описан, а этому вопросу часто не уделяют должного внимания. За это отвечают онтологические модели, и вызов заключается в том, что они должны «жить» с той же скоростью, что и реальные объекты. Тогда это будет настоящая цифровизация, а не то, чем мы занимаемся сегодня. Информационные системы цифровых предприятий будут отличаться от классических трехуровневых SCADA-MES-ERP – это будут единые платформы, связанные с «интернетом всего». Соответственно, исчезнут многие интерфейсы пользователей, учет будут вести инфороботы без возможности ручной «подчистки», КИС будет работать вместе с бизнесом в реальном времени, сочетая BPM и АСМ. И, наконец, потребуются новые подходы и новые, пока не существующие платформы».
Если компания открывает 8 магазинов в день, это говорит о высоком уровне автоматизации ее процессов и технологий. ИТ-директор «Х5 Retail Group» Фабрисио Гранжа рассказал о том, как построена работа в компании: «Одна из ключевых проблем ИТ в России – недостаток знаний в области Open Source, с которым мы часто сталкиваемся. Поэтому одна из ключевых задач компании – обеспечить сотрудников ИТ-службы не только методологиями и инструментами, но и знаниями. Я сторонник развития смешанных технологий на базе проприетарного и свободного ПО. Комбинируя их, сеть смогла, в частности, создать кассы самообслуживания и сейчас разрабатывает магазин вообще без кассиров, где покупатель сможет оплачивать товары самостоятельно». Одной из особенностей работы ИТ-директора крупного ритейлера спикер назвал необходимость постоянно помнить о масштабах предприятия: «Для меня нет чего-то, что существует само по себе, например, мобильного принтера. Всегда нужно иметь в виду, что это устройство должно работать в 11500 магазинах через точки доступа Wi-Fi, и работать стабильно».
Пенсионный Фонд России уже не первый год идет по пути цифровой трансформации, внедряя современные платформы для автоматизации деятельности фонда и предоставления электронных услуг населению. В Фонде действуют системы АИС ПФР, ЕГИССО (система соцобеспечения) и ФГИС («Федеральный реестр инвалидов»). Павел Хрипунов, начальник управления инфраструктуры АИС ПФР, отметил, что при реализации программы «Цифровая экономика» основной задачей фонда становится интеграция существующих систем с единой цифровой платформой и обеспечить работу ПФР в формате национального оператора социального блока: «Страна живет в эпоху быстрых изменений, и мы должны на них вовремя реагировать. Стандартные, старые подходы и модели нас уже не удовлетворяют, и мы должны реорганизовать уже созданные процессы в сторону мультисервисной модели и единого техпроцесса для всех видов деятельности». Цифровизация потребует от Пенсионного Фонда и новых технологий. К ним Павел Хрипунов отнес блокчейн, роботизацию рутинных процессов, а также большие данные и машинное обучение.
Программа трансформации ИС ПФР в цифровую платформу соцсферы
Максут Шадаев, министр государственного управления. ИТ и связи Московской области, рассказал о новых приоритетах региона в разрезе цифровизации. Основные тренды он обозначил так: «Мы ожидаем, что у нас произойдет небольшая технологическая революция – появятся общий электронный фронт-офис для обращений граждан и единая технологическая платформа оказания госуслуг. В области образования и здравоохранения мы также видим большие изменения: появится новое качество социальных услуг – развитие экосистемы сервисов. Проводится интеграция соцсетей и повышается возможность реального участия жителей в принятии решений. Большие надежды мы возлагаем на аутсорсинг обеспечивающих бизнес-процессов и на внедрение интеллектуальной городской инфраструктуры». Одна из наиболее заметных снаружи проблем – работа с обращениями граждан. Их число растет, потому что люди пишут по доступным электронным каналам сразу в несколько адресов, их трудно обрабатывать при жестких сроках подготовки ответов. Аналитика по проблемам волнующих жителей отсутствует. И решить проблему в сроки подготовки ответа практически никогда не удается, что порождает новую волну обращений. По словам Максута Шадаева, сейчас готовится решение на омниканальной платформе, которое обеспечит единый сервис-деск. Система также предусматривает интеллектуальную обработку входящих сообщений, генерацию и автозаполнение ответов по шаблонам, а также тикеты и жесткие алгоритмы решения проблем с автоматическим информированием жителей. Все это, как ожидается, обеспечит более высокое качество услуг и повысит удовлетворенность граждан, что в целом относится к задачам цифровизации страны.
В завершение пленарной части участники Форума впервые участвовали в необычном мероприятии – выборах «Мисс ИТ России 2017». Голосование проходило онлайн, и организаторы получили большое число заявок. Наибольшее число голосов и тиару первой красавицы ИТ получила Алёна Подкорытова, руководитель пресс-службы компании «Информзащита».
Презентации участников конференции