Перспективы аутсорсинга в России оцениваются достаточно оптимистично, однако активные потребители ИТ-услуг постепенно принимают их на себя, превращая в часть своего бизнеса. Грань между поставщиком и заказчиком размывается, появляются новые модели предоставления ИТ-сервиса. Все это происходит на фоне законодательного запрета на заемный труд. Вопреки распространенному мнению, для стартапов услуги надежного крупного аутсорсера могут нести в себе возможности для развития и поддержку, а не быть обузой. Это стало лейтмотивом обсуждения на конференции «Рынок ИТ-аутсорсинга 2017», которую провели CNews Conferences и CNews Analytics.
Алексей Учамприн: «У нас нет двух одинаковых клиентов»
ИТ-аутсорсинг требует индивидуального подхода независимо от компании-заказчика, об этом рассказывает Алексей Учамприн, заместитель директора Технического центра компании «Инфосистемы Джет» по работе с ключевыми заказчиками.
CNews: Являются ли вашими потенциальными клиентами компании типа «Модульбанка», или их уже можно расценивать как самостоятельные ИТ-компании, которым ваши услуги вряд ли пригодятся?
Алексей Учамприн: Организации типа «Модульбанка» для нас не потенциальные, а вполне реальные клиенты. Собственное ИТ-подразделение в подобных компаниях тесно интегрировано с бизнесом – можно даже говорить о том, что бизнес подобных компаний строится на ИТ. При этом внутри самого ИТ-подразделения, как правило, решаются задачи прикладного уровня – мы же предоставляем таким организациям инфраструктурные сервисы. Это удобно клиенту: он может сосредоточиться на решении бизнес-задач, не тратя силы и финансы на подбор и мотивацию «непрофильных» сотрудников (инженеров, специалистов инфраструктурного уровня и т.п.).CNews: Обращались ли к вам компании, которым однозначно не подходит или не выгоден аутсорсинг ИТ-услуг? Можете ли вы помочь определиться с этим потенциальному заказчику?
Алексей Учамприн: Мы являемся системным интегратором с очень широким спектром услуг и компетенций. Безусловно, среди наших клиентов есть и такие, которым аутсорсинг не подходит в силу ряда причин, в том числе и неэкономического характера (например, предприятия оборонного комплекса). В любом случае заказчику мы предлагаем только тот набор сервисов, который идеально подходит именно ему. У нас нет двух одинаковых клиентов или двух одинаковых контрактов.CNews: Можете ли вы в общих чертах раскрыть объемы возможных компенсаций клиентам в случае нарушения сервисного соглашения или каких-то сбоев? Какова практика их расчета при заключении договора?
Алексей Учамприн: К каждому контракту применяется индивидуальный подход. Размер штрафа зависит от критичности сервиса, времени простоя и его влияния на бизнес и т.п. При заключении договора мы, конечно же, очень тщательно рассчитываем наши риски и определяем, готовы ли мы «подписаться» под желаемыми клиентом уровнями компенсаций. Тем не менее их размер, равный стоимости платежей заказчика, – уже довольно распространенная практика. Что касается возмещения потерь бизнеса (упущенной выгоды и т.п.), тут все зависит от уровня кооперации с клиентом.