«Люди в шерстяных носках»: что хочет бизнес от аналитиков по данным

Российские организации все реже видят в системах бизнес-аналитики лишь средство автоматизации финансовой отчетности. BI-системы в сочетании с командой грамотных аналитиков начали приносить «живые» деньги. Участники конференции CNews «Рынок BI 2017» обсудили, как ускорить окупаемость инвестиций в BI, каким требованиям должен отвечать аналитик сегодня, как обеспечить высокое качество данных и другие актуальные вопросы.

страницы:

Российский рынок BI: этапы развития

Несмотря на то, что первые аналитические системы фрагментарно появлялись в России еще в конце 90-х, отечественный рынок BI сформировался не так давно. «Еще 7-8 лет назад о BI-системах в России говорили, как о диковинках», – заявил в своем выступлении генеральный директор «Консультационной группы АТК» Андрей Краснопольский. – «Сегодня интеграторы и заказчики перешли на принципиально новый уровень обсуждения, что говорит о росте общего уровня культуры бизнес-аналитики в стране».

Рынок растет, а вместе с ним растет и конкуренция. Бизнес-аналитик из «Инфосистемы Джет» Денис Крылов подчеркнул, что рынок уже предельно насыщен. Раньше услуги по внедрению, разработке и сопровождению BI оказывали единичные интеграторы. «Продвинутый бизнес» сам шел к ним, узнав о возможностях бизнес-аналитики от своих западных партнеров. Теперь ситуация иная – практически каждый разработчик и интегратор бизнес-систем предлагает услуги по внедрению инструментов BI.

Решиться на покупки

Любые технологии требуют значительных финансовых вложений. Поэтому, чтобы решиться на внедрение BI-систем, необходима высокая мотивация топ-менеджмента. Как отметил начальник отдела бизнес-аналитики IncityМодный континент») Борис Михалин, если руководство понимает, что уже невозможно управлять процессами в компании на том уровне, на каком хотелось бы, то внедрение бизнес-аналитики идет хорошо, и руководство легко расстается с деньгами и помогает ускорить процесс.

Распробовав BI на вкус, клиент хочет уже большего. Генеральный директор компании «Полиматика Рус» Роман Раевский сравнивает технологии со стремянкой. «Поднимаясь на каждую ступеньку, бизнес видит все больше и больше возможностей для себя. Узнав, что отчет можно получить за 5 минут, а не за 2 дня, у руководства начинает работать воля к изменениям. Опираясь на работающие решения, бизнес стремится нагрузить их так, чтобы все сервера «умерли». Поэтому постоянно докупаются новые ресурсы, чтобы обрабатывать новые и новые массивы», – описал он положение дел во время дискуссии.

Когда решение о покупке принято, перед заказчиком встает проблема выбора. Сегодня на рынке представлено множество BI-решений как зарубежных, так и отечественных. Как оценить потенциал системы и по каким параметрам их сравнивать, в своем выступлении рассказала бизнес-аналитик и менеджер проектов в Shell Neft Зумрат Мурадова. По ее мнению, в первую очередь, необходимо разделить критерии оценки на общие и функциональные. Общие подразумевают удобство использования и простоту поддержки. Функциональные дробятся на три группы: must-haves (обязательные функции), nice-to-haves («хотелки», то что хотелось бы иметь, но не обязательно), will-not-use (функции, до которых заказчики обычно не добираются).

Что может бизнес-аналитика

Возможности BI постоянно растут. Ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики в «Терн» Эдуард Федечкин рассказал, что в комплекс методик по выводу компании из кризиса могут входить: самодиагностика компании (например, работа с дебиторской задолженностью или поиск скрытых ресурсов, чтобы избежать внешних заимствований), работа с качеством сервиса, анализ поведенческого портрета клиента. На основе математических моделей система предложит решение, чтобы сохранить клиентуру. «Задач – миллион, главное, чтобы аналитическая платформа позволяла их решать», – утверждает он.

Сегодня наблюдается тренд на смещение в потоковую аналитику. «Нам уже не так интересно знать, что было с нашим клиентом. Мы хотим видеть, что происходит здесь и сейчас, чтобы не упускать возможности», – отмечает руководитель управления Big Data в DIS Group Петр Борисов.

Еще одна важная тема – нотификационные системы в BI, которые, по мнению директора по развитию, аналитике и методологии розничного бизнеса в компании ВСК Григория Волиса, лишены должного внимания. ВСК приняла решение о приобретении нотификационной системы после подведения квартальных итогов, когда выяснилось, что из-за отклонения в 2% от норматива при пролонгации страховых договоров КАСКО, компания потеряла p300 млн. «Если бы технология была внедрена ранее, ответственные за данный показатель смогли намного раньше распознать проблему и сократить потери до p30 млн», – утверждает Григорий Волис.

Разработчики идут еще дальше, и уже есть примеры успешных кейсов, где в основу анализа ставится событие. Заместитель генерального директора по развитию управляющей компании «ФДР» Вячеслав Колчин рассказал о результатах внедрения повествовательной аналитики для крупного сетевого ресторана. Менеджеры могут анализировать десятки, сотни и тысячи объектов управления одновременно по множеству показателей. Качество решений зависит от кластеризации объектов управления и от чувствительности системы KPI к сигналам изменений. Выделив события, противоречащие своему опыту, менеджеры могут исправлять допущенные ошибки. Человек способен «инстинктивно» реагировать на события и легко запоминать информацию о них.

Проблемы внедрения

Несмотря на значительный рост культуры на рынке, многие клиенты до сих пор не видят разницы между BI и отчетностью. По мнению интеграторов, проблема возникает из-за ограниченного использования BI-инструментов, сводящегося к получению простых формул, таблиц, графиков и не более. Часто руководители не понимают, зачем им нужны дополнительные решения, если всю аналитику можно составить в программе Microsoft Excel.

Так, по словам Бориса Михалина, новый продукт в компании – это всегда стена непонимания. Очень непросто доказать людям, почему им нужно отказываться от программы, в которой они привыкли работать. Также, в отличие от Excel, современное BI-решение не позволяет вносить изменения в полученные результаты, поэтому подкорректировать и показать руководству не удастся.

Денис Крылов поделился опытом борьбы с такими барьерами. По его мнению, в первую очередь, клиентам необходимо рассказывать о простоте и удобстве BI-инструментов, проводя обучение и опираясь на проектный опыт. Если клиент планирует внедрение своими силами и собирает свою команду, то можно предложить дополняющую компетенцию, включив в команду специалиста со стороны интегратора. В случае если компания сокращает бюджет на ИТ-проекты, задачи бизнес-анализа решаются «технологическими инъекциями», с использованием уже внедренных систем учета, будь то ERP или CRM. Однако часто такой подход напоминает латание заплаток с дальнейшими проблемами по поддержанию и развитию системы. Также пробить стену непонимания помогает внедрение приближенных к бизнесу инструментов, которые позволят сократить расходы и увеличить выручку от продаж.

Качество данных

Наиболее остро сегодня стоит вопрос качества данных, являющихся основой анализа. Объемы данных постоянно растут, информация приходит от разных источников в разных форматах. Компании хотят узнавать больше – о своих клиентах, о конкурентах и о себе.

Качество данных влияет на качество аналитики


Источник: Shell Neft, 2017

«Какую бы аналитическую задачу вы не решали, какие бы отчеты вы не строили, всегда нужно помнить одну простую вещь: если в порядке ваши данные, то в порядке ваша аналитика», – утверждает Петр Борисов. «Данные являются алмазным фондом любой компании», – соглашается с ним Эдуард Федечкин.

Социальная зрелость специалистов

Требования к людям – бизнес-аналитикам – в компаниях также растет. Сегодня речь идет не столько об уровне подготовки специалистов и умении работать с данными, сколько об их «социальной зрелости», то есть понимании, какие из этих данных важны для бизнеса компании. Так, по словам Романа Раевского, аналитик должен понимать, будут ли аналитические выводы иметь отношение к реальной жизни. Люди должны быть математически подкованными и грамотными. При этом роль руководителя аналитической группы не менее важна, чтобы ставить корректную задачу, понимать, что за каждой цифрой скрывается, можно ей доверь или нет.

При внедрении BI-систем всегда важно иметь грамотного специалиста на стороне заказчика. «Потому что ни компания, ни BI-партнер, ни интегратор не смогут сами разобраться, где и какие данные хранятся, и нужны ли они вообще для аналитики», – отмечает Зумрат Мурадова.

BI-самообслуживание

Однако заказчики сегодня оценивают не только производительность и возможности систем бизнес-аналитики, но и удобство работы с ними без привлечения ИТ-специалистов. Демократизация BI-систем стала устойчивой тенденцией развития рынка. В компаниях растет число внутренних потребителей бизнес-аналитики. Пользователи должны иметь возможность самостоятельно формировать отчеты, делать запросы, строить нужные графики. По мнению Андрея Краснопольского, уже при проектировании нужно учитывать, сможет ли пользователь самостоятельно подключать новые источники, создавать KPI и новые показатели на их основе, работать совместно, создавать истории.

Пользователи хотят большей самостоятельности


Источник: DIS Group, 2017

Петр Борисов также в своем докладе отметил, что пользователи не должны тратить время в ожидании данных. Необходимо иметь такие инструменты, которые позволят получать любые данные, из любых источников.

Окупаемость

Очень важный вопрос, который волнует всех заказчиков BI-систем – это возврат инвестиций. Григорий Волис утверждает, что, вложения в недорогую программу нотификации, вернулись уже через 2 недели.

Однако каждый проект индивидуален. «Через сколько окупится система, зависит еще и от вас, насколько активно вы будете ею пользоваться, – говорит Эдуард Федечкин, – Если мы вам машину сделаете, а вы за руль ни разу не сядете, когда машина окупится?»

Андрей Терехов: Появляется культура использования аналитики для принятия ежедневных бизнес-решений

Как кризис подталкивает бизнес к внедрению BI-систем, какова роль человека в работе с «цифровыми океанами» и как преодолеть сопротивление изменениям, рассказывает Андрей Терехов, руководитель направления аналитических систем, «Консультационная Группа АТК», Qlik Luminary.

CNews: Во время конференции было много сказано о роли аналитика в успехе бизнеса. И все-таки, по-вашему, что важнее – технология, которая дает новые возможности или человек, который умеет грамотно формулировать задачи и их решать?

Андрей Терехов: Какими бы продвинутыми ни были технологии, именно люди (по крайней мере, пока) определяют способы их применения. Внедрение системы бизнес-аналитики – это далеко не панацея. Сама по себе покупка BI не увеличивает прибыль и не оптимизирует расходы. Дело не в том, что в организации будет сопротивление инновациям – с правильно выбранной BI-технологией оно минимально, потому что система решает реальные, набившие оскомины проблемы. Важнее другое: что ваши люди будут делать с информационным потоком, который они так просили? Когда у них появятся необходимые данные, «слитые» из кассовых, ERP, CRM и складских систем в едином, удобном формате, смогут ли они эффективно ими распорядиться? Есть ли у вас люди, которые грамотно проанализируют информацию, сделают адекватные выводы и на основе исторических данных и аналитических прогнозов примут верные управленческие решения?

Читать далее

Ольга Кузнецова: Сложно одновременно бегать по полю с мячом и управлять игрой

Ольга Кузнецова, директор по продажам Tieto, делится прогнозами развития российского рынка BI, размышляет о скорости возврата инвестиций от внедрения систем бизнес-аналитики и рассказывает, почему для BI-проектов необходимо привлекать аутсорсеров.

CNews: Как менялось восприятие BI-технологий российским бизнесом на протяжении последних пяти лет?

Ольга Кузнецова: В 2013 году более 55% руководителей компаний назвали внедрение и развитие BI-систем одной из стратегических задач на ближайшие пять лет. При этом рост российского рынка BI на протяжении последних лет в два с лишним раза превышает среднерыночный показатель для сегмента IT-услуг.

Читать далее


Презентации участников конференции

Презентация Кирьянова Александра, Заместитель главного редактора CNews (Холдинг РБК)
Российский рынок BI: от отчетов к трансформации бизнеса
Презентация Краснопольский Андрей, Генеральный директор, Консультационная Группа АТК
Аналитика для каждого: как BI-самообслуживание преображает бизнес
Презентация Крылов Денис, Бизнес-аналитик, Инфосистемы Джет
Специфика работы системного интегратора в реалиях российского BI рынка 2017
Презентация Раевский Роман, Генеральный директор компании Полиматика Рус, главный конструктор системы Полиматика
Чем занимаются ваши аналитики и чем они должны заниматься. Смена парадигмы на примере одного розничного банка
Презентация Борисов Петр, Руководитель направления Big Data, DIS Group
Data 3.0 или BI, которому можно верить
Презентация Федечкин Эдуард, Ведущий эксперт по системам бизнес-аналитики, Терн
Как бизнес-аналитика помогает компаниям преодолеть кризис и выйти в плюс
Презентация Михалин Борис, Начальник отдела бизнес-аналитики, INCITY (Модный континент)
Аналитика розничного бизнеса в INCITY: ход и результаты внедрения
Презентация Волис Григорий, Директор по развитию, аналитике и методологии розничного бизнеса, ВСК
Нотификационная система - последняя миля BI
Презентация Мурадова Зумрат, Business analyst | Project Manager, Shell Neft
Критерии выбора BI систем и сложности при внедрении
Презентация Колчин Вячеслав, Заместитель генерального директора по развитию, УК "ФДР"
Повествовательная аналитика 2. Искать события, чтобы увидеть реальность
Презентация Скачать архив целиком
страницы: