Как скоро рынок облачных услуг избавится от «детских болезней» и оправдает возлагавшиеся на него надежды? Что тормозит его развитие? Достаточно ли хороши технологии, и правду ли говорят маркетологи облачных провайдеров? Эти и другие вопросы обсуждали представители ИТ-бизнеса и заказчиков на секции «Облачные технологии», которая прошла в рамках CNews Forum 2016.

страницы:

Артур Пярн: Миру еще предстоит открыть для себя возможности IaaS

О том, как подстегивают рост рынка облаков требования законодателей и проекты телеком-операторов, и чем могут ответить поставщики, рассказал Артур Пярн, директор департамента ИТ-решений Huawei.

CNews: Какие тенденции сегодня влияют на развитие облачных сервисов в России?

Артур Пярн: Сегодня можно отметить несколько основных трендов, которые оказывают или скоро будут оказывать существенное влияние на развитие облачных сервисов в России. Первый и наиболее острый – это вступивший в силу Федеральный закон N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях», который требует хранить персональные данные россиян в России. После того как был создан первый прецедент применения закона с блокировкой известного ресурса LinkedIn, угроза сервисам, хранящим и обрабатывающим персональные данные вне России, быть заблокированными здесь стала реальной.

В связи с этим большинство зарубежных компаний уже начали переговоры с российскими ЦОДами о возможностях размещения мощностей в России. Использование готовых сервисов IaaS может быть альтернативой покупки, аренды и дальнейшего размещения в ЦОДе оборудования, поэтому закон может повлиять и на российских облачных провайдеров, если те успеют включиться в переговоры. Кроме того, если компании, которые затрагивает закон, ранее пользовались услугами зарубежных облачных провайдеров, например, Amazon, Rackspace или Microsoft Azure, им будет гораздо удобнее переехать на размещенную в России альтернативную облачную платформу, а не создавать инфраструктуру с нуля.

Похожая ситуация сложилась в Германии. Многие немецкие компании ранее предпочитали услуги известных американских облачных провайдеров, имеющих датацентры в удобной близости в Европе, но после разоблачений Эдварда Сноудена политика государства и крупнейших немецких предприятий была существенно пересмотрена. Согласно новому немецкому законодательству, все коммерческие и персональные данные, теперь должны храниться исключительно в Германии. Возможностью получить новых клиентов воспользовалась компания Deutsche Telekom, которая совместно со своим дочерним интегратором T-Systems и компанией Huawei в короткие сроки создали облачную платформу на базе OpenStackOpen Telekom Cloud и обеспечила удобную миграцию с платформы Amazon на облачную платформу Deutsche Telekom. На текущий момент Open Telekom Cloud становится серьезным конкурентом Amazon не только в Германии, но и во всей Европе.

Второй тренд, который только начинает формироваться, – выход и усиление на рынке облаков новых игроков – операторов связи. Операторы связи имеют существенное преимущество для клиента в виде собственных каналов связи и возможности обеспечить сквозной SLA на весь сервис до конечного заказчика, включая сам канал связи, а не только на ресурс, находящийся в ЦОДе. Также операторы связи могут предоставить другие важные для клиента телекоммуникационные сервисы: VPN, защиту от DDoS атак, резервирование каналов и многие другие. Операторы связи обладают существенно большим экономическим ресурсом, чтобы обеспечить эффект масштаба, столь важным для облачных провайдеров и существующей клиентской базой, которая позволит плавно расширить состав предоставляемых сервисов и привлечь новых клиентов в облачную индустрию.

CNews: Как вы оцениваете перспективы IaaS в России?

Артур Пярн: По данным независимых аналитических агентств, рынок IaaS уже сейчас развивается огромными темпами – около 40-50% в год. В то время как рынок традиционного ИТ продолжает падение примерно на 10% в год. Но сам объем рынка облачных услуг в абсолютных числах пока еще небольшой – не более 10 млрд рублей, в то время как рынок ИТ имеет значение на два порядка больше. Мы считаем, что возможности рынка IaaS еще только предстоит открыть, и его ждут качественные позитивные изменения, связанные в первую очередь с активизацией абсолютно новых клиентов, для которых ранее использование облаков было неприемлемо по тем или иным соображениям.

CNews: В чем заключается подход Huawei при создании облачных инфраструктур?

Артур Пярн: Huawei – один из немногих вендоров на рынке, который предлагает вертикально интегрированные решения, включающие все компоненты облачной инфраструктуры, объединенные в единое решение – сетевую, вычислительную подсистему, а так же подсистему хранения и виртуализации. Облачная операционная система Huawei FusionSphere включает собственную технологию виртуализации, управления и оркестрации. В том числе предустановленные пользовательские порталы с возможностью самообслуживания. В своих решениях мы используем не только традиционные технологии, но и виртуализацию сетевых функций, программно-определяемые системы хранения данных, решениях SDN. Это позволяет построить инновационное облачное решение под ключ в короткие сроки.

CNews: Какую роль планирует играть Huawei в облачном сегменте и в сегменте ЦОДов в России?

Артур Пярн: Huawei славится крупнейшим среди международных ИТ-компаний R&D подразделением, в котором работают более 79 000 человек по всему миру. По затратам на разработку Huawei входит в пятерку технологических гигантов, опережая Apple и Facebook. Все наши продукты – собственной разработки. Помимо продажи готовых облачных решений, мы готовы активно привлекать наши R&D ресурсы для создания решения под уникальные требования заказчика, решения, которые раньше казались невозможными, в технологическом партнерстве с заказчиком. Опыт крупнейших международных компаний, таких, как Deutsche Telekom, Telefonica, China Mobile, которые в партнерстве с Huawei совершили не только технологические прорывы в создании облачных инфраструктур, но и трансформацию всего бизнеса, позволяет применять лучшие практики и наработки нашими заказчиками в России.

страницы: