Какие данные можно считать большими? Чем технологии их обработки и анализа отличаются от тех, которые уже используются? Какие перспективы они открывают перед пользователями? Обсуждению этих вопросов была посвящена организованная CNews Conferences при поддержке CNews Analytics конференция «Большие данные 2015».
Опытом использования больших данных поделился Михаил Свердлов, руководитель дирекции стратегического развития ИТ УБРиР. Например, в банке внедрена система контроля работы колл-центра. Ежемесячно в автоматическом режиме анализируется 782 тыс. разговоров операторов с клиентами по нескольким показателям. Итог – рост эффективности продаж услуг банка более чем на 10%. Кроме того, часть звонков по продаже банковских продуктов была перенесена с оператора на робота, что позволило не только повысить их эффективность, но и сэкономить около p45 млн. Также в УБРиР успешно реализованы проекты кредитного скоринга, прогнозирования дефолта, сегментации клиентов относительно эластичности к ставке, анализа реакции клиентов на шоковые события и др.
В Mail.ru Group большие данные незаменимы в процессе таргетирования продаж рекламы и виртуальных подарков. Как рассказал участникам конференции Александр Горный, директор по информационным технологиям Mail.ru Group, для быстрой обработки информации используется Tarantool. Компания также предлагает услуги по поддержке и настройке системы.
Основные характеристики Tarantool
Источник: Mail.ruGroup, 2015
Не забывают в Mail.ru Group и о подготовке квалифицированных специалистов. Свидетельство тому – совместный образовательный проект Mail.Ru Group и факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова, направленный на подготовку квалифицированных программистов-исследователей в области обработки больших объемов данных. Каждые полгода к проекту присоединяются 50 студентов, при этом конкурс на одно вакантное место составляет 12 человек.
От внутренних к внешним источникам
Российские соцмедиа служат бескрайним источником разнообразной информации, говорит Василий Черный, директор по маркетинговым коммуникациям Brand Analytics. Каждый месяц 35 млн авторов размещают в них 620 млн сообщений.
Активность соцмедиа по типам источников
Источник: BrandAnalytics, 2015
Наиболее популярной в России как по числу авторов, так и по количеству сообщений в месяц является социальная сеть «ВКонтакте». На втором и третьем месте по числу авторов находятся Istagram и Twitter. Однако по количеству сообщений второе место принадлежит Facebook. Аудитория «ВКонтакте» – это молодые люди в возрасте до 34 лет, в то время как основными пользователями Facebook являются люди постарше – от 25 до 54 лет. Интересно, что мужчины составляют более 57% авторов LiveJournal и около 22% пользователей Instagram.
Активность соцсетей в России
Источник: BrandAnalytics, 2015
Полноценный анализ информации, размещаемой в соцмедиа, может использоваться в самых разных целях, от составления «Индекса любви» различных регионов страны до прогнозирования распространения эпидемий и, конечно, выявления всевозможных проблем и реакции аудитории на принимаемые меры по их устранению.
Будущее больших данных за созданием интеллектуальных облачных сервисов, позволяющих анализировать информацию в режиме реального времени, считает независимый эксперт Александр Герасимов. Это позволит существенно повысить качество управленческих решений, а также создавать интеллектуальные системы управления ресурсами.
«В кризис компаниям как никогда необходимы гибкость, точный расчет и быстрые победы, – говорит Марина Аншина, председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров. – И в этом технологиям больших данных нет равных». Однако процесс их более широкого использования в России по-прежнему сдерживает отсутствие культуры использования всех имеющихся в компаниях сведений со стороны топ-менеджмента. Немаловажно и то, что в нашей стране ощущается острая нехватка квалифицированных аналитиков, способных грамотно выстроить алгоритмы обработки данных.
Презентации участников конференции