Перед многими российскими компаниями стоит задача перестройки цифровой инфраструктуры. С одной стороны, это дорогостоящий и сложный процесс, с другой, у них появляется возможность учесть допущенные ранее ошибки и создать именно то, что будет максимально отвечать потребностям бизнеса. О том, какой должна быть цифровая инфраструктура, говорили  участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровая инфраструктура и непрерывность бизнеса».

Элементы цифровой инфраструктуры

Цифровая инфраструктура включает в себя множество различных компонентов. Одним из них может стать корпоративный браузер «Яндекс». По словам Елены Самохиной, менеджера по развитию бизнеса Яндекс Браузер для организаций, корпоративный браузер — это не просто окно в интернет, а удобное пространство для работы. Он необходим для того, чтобы обезопасить данные компании и сотрудников, обеспечить быструю и эффективную работу со множеством сервисов, снизить расходы на ИТ-поддержку.

Корпоративный «Яндекс Браузер» для сотрудников

«Яндекс Браузер» для организаций настраивается на машине системного администратора, а затем разворачивается на тысячи компьютеров, поддерживает более 100 групповых политик. Работает выделенная линия поддержки системных администраторов. Браузер работает с операционными системами на базе Windows, MacOS и Linux, в том числе российскими.

Важная составляющая цифровой инфраструктуры — цифровые средства коммуникации. Алексей Лагутин, руководитель направления проектного внедрения Mango Office, рассказал, что сейчас растет спрос на гибридные АТС. «Иностранные вендоры ушли с рынка, и у заказчиков осталось оборудование, которое они хотят продолжать использовать», — говорит он.

Гибридная АТС от Mango Office предполагает использование как облака, так и локальной инфраструктуры заказчика, где хранятся данные, в том числе записи разговоров. Все звонки шифруются, а внутренние переговоры остаются внутри корпоративной сети. Можно подключить любые дополнительные сервисы, у которых есть открытый API.

Схема работы гибридной АТС

Гибридная АТС соответствуют всем требованиям законодательства, включена в реестр российского ПО и может использоваться операторами персональных данных, компаниями, имеющими доступ к гостайне, и компаниями с высокими требованиями к безопасности.

Владислав Нефедов, директор направления стратегических проектов Selectel, отметил рост популярности VDI. Причина — дефицит кадров в столицах и связанный с этим найм удаленных сотрудников, работающих удаленно, рост стоимости и долгие сроки поставки железа. На мировом рынке VDI существует два вендора: VMware и Citrix. Помимо этого, в Selectel начали пилотировать российские решения. «Результаты неплохие, однако российские решения дороже», — отметил Владислав Нефедов. Он предложил несколько вариантов развертывания VDI: On–premise, рабочее место как услуга (Desktop as a Service) и в частном облаке.

Зоны ответственности провайдера и клиента

Часто перед заказчиками встает вопрос, что выгоднее: воспользоваться услугами провайдера или все делать самому? Владислав Нефедов напомнил, что для ответа на этот вопрос надо учитывать стоимость ПО и железа на весь срок владения, стоимость лицензий, затраты на информационную безопасность, стойки, сетевое оборудование, электричество, охлаждение, а также фонд оплаты труда. Среди преимуществ облака — отсутствие капитальных затрат, возможность обновления железа, масштабирования, добавления новых услуг. Кроме того, ответственность за работоспособность VDI полностью ложится на сервис-провайдера.

Денис Неверов, руководитель проектов «Газпромнефть-Снабжение», рассказал, как в компании удалось автоматизировать складскую логистику с помощью имитационного моделирования. Имитационное моделирование — это математическая модель, которая позволяет проверить эффект от преобразований. Перед компанией стояла задача автоматизировать расчет требуемых складских ресурсов в зависимости от грузопотока.

В качестве исходных данных использовались нормативы погрузочно-разгрузочных работ и оборотная ведомость с типом движения, которая обновляется каждый две недели. В результате внедрения имитационной модели на 87% сократились трудозатраты на расчет складских ресурсов. Точность модели составляет 95%.

ЭКОНС — это инструмент визуализации технологических параметров, влияющих на экономику производства, обеспечивающий поддержку производственных решений в режиме реального времени, рассказала Анна Оганесян, главный специалист ЭКОНС компании «Сибур». Решение разработано «Сибур диджитал».

В цифровую платформу ЭКОНС данные поступают из озера данных. Ключевой инструмент визуализации — «Спидометр», который показывает, приводит ли тот или иной параметр к положительному или отрицательному экономическому эффекту. Сотрудники производства освоили язык Kotlin и теперь могут сами добавлять новые спидометры.

Экономический эффект от внедрения ЭКОНС уже составил ₽3,8 млрд. Инструмент уже используется на 67 производствах, а до конца 2023 г. будет распространен на 86 производств.

Аутсорсинг или собственные силы

Станислав Тульчинский, ИТ-директор банка «Зенит», поделился размышлениями о том, какие работы лучше отдавать на аутсорсинг, а какие выполнять самим. По его словам, выбор определяется размером транзакционных издержек.

Поле принятия решений

Источник: банк Зенит, 2022

Чтобы рассчитать размер транзакционных издержек, надо оценить несколько факторов: наличие нескольких поставщиков с решениями, закрывающими бизнес-потребность, возможности рынка труда для технологического стека, наличие в отрасли других заказчиков аналогичного решения и ваше место на этом рынке, договороспособность поставщиков, уникальность запрашиваемого решения.

«Очень важно, если в компании компетенции, которые позволяют реализовать проект собственными силами. Иногда лучше начать со смешанных команд с тем, чтобы со временем превратить их в собственные», — отметил Станислав Тульчинский.

Тему аутсорсинга продолжил Максим Лобанов, ИТ-директор «Восток-сервис». До самого последнего времени все ИТ-проекты в компании реализовывались собственными силами. В 2019 г. были утверждены новые требования к внутреннему ИТ: высокое качество решений, быстрый вывод в прод, снижение затрат на их реализацию. Цифровую инфраструктуру разбили на элементы и оценили, что можно делать своими силами, а что выгоднее отдать на аутсорсинг.

Максим Лобанов также подчеркнул, что при принятии решения об использовании аутсорсинга компании важно оценить собственные компетенции. «Внутренние ИТ вынуждены конкурировать на рынке труда с ИТ-компаниями, банками и другими крупными игроками, а это очень непросто», — говорит он. На сегодняшний день на аутсорсинг переданы функции защиты по 152-ФЗ, защиты от DDos, облачная инфраструктура, администрирование АТС и СУБД.

«Мы живем в SHIVA-мире», — начал свое выступление Дмитрий Кондратьев, директор по ИТ и развитию бизнес-процессов Energon. Он подробно рассказал, что представляет собой SHIVA-концепция.

SHIVA-концепция

Источник: Energon, 2022

На сегодняшний день, по словам спикера, мы подходим к «пику» трансформации, ориентируясь на консервативный сценарий: сохранение технологического стека с аккуратными попытками тестирования альтернативных вендоров и поставщиков. Ресурс производительности/надежности имеющихся решений составляет 3-5 лет без учета развития. Поэтому повальный запрос на инфраструктурные проекты при сохранении текущих санкций следует ожидать через 2-3 года, говорит Дмитрий Кондратьев.

По его мнению, курс на использование экосистем сменился стремлением к декомпозиции сервисов и решению проблем с каждым из них поодиночке. Уход с рынка SAP и MS Dynamics спровоцировал миграцию на «1С», которая стала фактически монополистом на рынке ERP. Стоимость специалистов по «1С» взлетела до небес. Дмитрий Кондратьев рекомендовал отложить миграцию на 1-2 года, пока ажиотаж спадет.

Он также отметил, что сегодня на кадровом рынке появилась новая проблема: созданные в ответ на дефицит ИТ-специалистов многочисленные курсы профессиональной переподготовки привели к тому, что на рынке появилось множество малоквалифицированных программистов, которые после месячного обучения рванули в отрасль. Это не способно решить проблему нехватки квалифицированных кадров, и спрос на них будет и дальше расти.

Свое или облачное

Участники конференции говорили о том, какой путь создания цифровой инфраструктуры наиболее выгоден, и делились свои опытом реализации проектов.

В 2019 г. в «Уралхим» была разработана стратегия цифровизация. В компании начали создавать платформу данных и поняли, что формирование собственной инфраструктуры для нее экономически не выгодно. Было принято решение использовать облако. «Сейчас очевидно, что мы сделали правильный выбор, — говорит Владимир Вавра, руководитель отдела инфраструктуры данных «Уралхим». – Благодаря тому, что мы давно в облаке, нам удалось быстро перенести данные из иностранных систем и сохранить их до того, как нас отключили».

Этапы развития корпоративных данных

Источник: Уралхим, 2022

На платформе данных собираются данные из всех информационных систем. Затем они обрабатываются, и результаты этой обработки предоставляются как услуга. Для получения инструментов обработки данных компания взаимодействует с провайдерами. Создание единых процессов в части обмена данными способствует снижению затрат на интеграцию и оптимизации стоимости их владения за счет единого архитектурного решения.

Владимир Вавра рассказал о проблемах, с которыми «Уралхим» столкнулся в процессе импортозамещения. Не для всех зарубежных решений существуют полноценные российские аналоги, а на их разработку и развитие недостаточно средств. Еще одна проблема — дефицит специалистов высокого уровня. Кроме того, Владимир Вавра отметил консерватизм архитектурных подходов, проблемы совместимости ПО, отсутствие решений с открытым кодом.

Росстандарт пошел по пути создания централизованного решения, однако часть региональных подразделений ведомства продолжает использовать собственные разработки, поделился Игорь Мнев, руководитель Центра продвижения цифровых сервисов «Ростест-Москва». Он подробно рассказал о цифровой экосистеме Росстандарта, в состав которой входят Единая метрологическая платформа, среда для обеспечения безопасности и доступности сервисов, Единый центр метрологических услуг, отраслевая коммуникационная платформа и т.д.

Благодаря централизации удалось сократить ИТ-расходы в 10 раз. Увеличилась скорость реализации проектов. Некоторые подразделения не имели возможности самостоятельно создавать сервисы, но благодаря централизованной модели они их получили.

Игорь Татаренко, директор департамента «Мастер Дата» компании Русклимат, рассказал об использовании мастер-данных в современных процессах. Среди них есть как стандартные, например, штрих-код, так и отраслевые. Драйвером развития мастер-данных является розничная торговля. Однако у этого есть и оборотная сторона: логистика федеральной розницы очень сильно зависима от «чистоты» мастер-данных.

В отличие от вендоров, селлеры часто не наносят необходимую маркировку или наносят ее неправильно, что затрудняет логистику. Аналогичные проблемы возникают и при работе с маркетплейсами — они не имеют опыта работы с производителями и не используют маркировку.

Группа НЛМК — лидер ESG-рейтинга RAEX-Europe среди российских компаний. В компании внедрена информационная система «Экология», рассказал Павел Дрожжин, руководитель направления цифровизации экологии НЛМК. В ее основе лежит озеро данных экологических показателей. Система производит автоматический расчет фактической эмиссии и формирует отчетность по НЛМК.

В системе можно посмотреть показания датчиков выбросов различных веществ. Также в систему поступаю заявки из логистической информационной системы на вывоз отходов. Для оценки качества воды загруженные в ИС протоколы сравниваются с нормативными показателями, а расхождения подсвечиваются. В настоящее время компания занимается дальнейшим развитием решения.