Импортозамещение — это тренд, который будет только усиливаться. Однако заказчики до сих пор сталкиваются с серьезными проблемами при миграции на отечественное ПО. О том, как развивается импортозамещение в России, какие новые продукты появляются и как совершенствуются имеющиеся решения, говорили участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «Импортозамещение 2020: результаты и прогнозы».

Итоги 2020 года

Участники организованной CNews Conferences онлайн-конференции «Импортозамещение 2020: результаты и прогнозы» обсудили итоги уходящего года и влияние пандемии на развитие процесса импортозамещения в стране. «За этот год все представленные на рынке российские компании существенно усовершенствовали свои продукты. И сейчас у госсектора и госорганизаций появилось значительно больше уверенности в тех решениях, которые им предлагает рынок», — начал свое выступление Алексей Печенин, директор по развитию бизнеса «Mail.ru для бизнеса». По его мнению, тренд на импортозамещение будет и дальше развиваться и усиливаться.

За 20 лет работы на рынке B2C Mail.ru накопила огромный опыт создания различных продуктов и теперь предлагает их на рынке B2B. Это средства коммуникации, облака и PaaS-сервисы, технологии обработки данных, большие данные и искусственный интеллект. Алексей Печенин подробно остановился на коммуникационной платформе Mail.ru, которую уже использует целый ряд крупных коммерческих компаний.

В тоже время, сотрудники госорганизаций активно используют публичные мессенджеры для общения с коллегами и пересылки файлов. Однако администраторами таких чатов являются отнюдь не специалисты по ИБ, поэтому вероятность утечки данных очень высока. Аналогичная ситуация складывается и при использовании для корпоративной переписки популярных почтовых сервисов, которые часто хранят данные за пределами России.

В компании Mail.ru разработали автоматизированное рабочее место, в состав которого входит четыре основных компонента: корпоративная почта, мессенджер с функцией аудио- и видеозвонков, файловое хранилище и кадровые сервисы (платформа социализации, сервис проведения опросов, платформа управления знаниями и т.п.). Все эти решения могут использоваться как по облачной модели, так и инсталлироваться в ЦОД заказчика.

Ольга Максимова, менеджер проекта «Контур.Гособлако» «СКБ Контур», также призвала участников онлайн-конференции использовать для корпоративных коммуникаций не открытые, а специализированные мессенджеры и соцсети. Компания разработала информационно-коммуникационный портал на базе Open Source. Доступ к нему может осуществляться как через web-браузер, так и с мобильных устройств. В качестве учетных записей можно использовать данные ЕСИА или Active Directory.

Система легко интегрируется с любыми корпоративными ресурсами, например, с системой дистанционного обучения или электронного документооборота, системой управления задачами или комплексной оценки, с единой системой учета кадров.

Личный кабинет сотрудника на портале

Источник: СКБ Контур, 2020

Как показал опыт, благодаря его внедрению сотрудники быстрее и проще находят друг друга, больше взаимодействуют между собой, тратят меньше времени на поиск нужной информации и получение ответов на вопросы, вовлекаются в рабочие процессы и интересы организации, не выносят информацию в публичные социальные сети и реже обращаются в кадровую службу.

Антон Крутобережский, эксперт отдела обучения Astra Linux, рассказал об антикризисных предложениях компании российским заказчикам. Это специальные условия использования ОС Astra Linux для медицинских организаций, новые типы лицензий, возможность опробовать решение на демостенде Aquila и выпуск портативной версии Astra Linux Portable, которую можно запускать с флэшки на домашнем компьютере.

Антон Крутобережский рассказал, как плавно перейти на Astra Linux. Надо установить ОС на часть компьютеров и развернуть средства управления конфигурацией, затем развернуть домен FreeIPA: все компьютеры будут обращаться к Active Directory через него. На третьем этапе все компьютеры можно перевести на Astra Linux. Антон Крутобережский привел примеры перевода на ОС сотрудников Росгвардии, Тяньваньской АЭС, МФЦ Ставрополя и т.д. ОС работает на любом железе и совместима с любым программным обеспечением. Внутри нее есть встроенная система виртуализации и средства управления «Брест» и «Термидеск». Компания запустила федеральную программу подготовки кадров, которая реализуется на базе 75 учебных центров и 181 вуза.

Группа компания Luxms — одна из самых быстрорастущих на рынке решений бизнес-аналитики. По словам Сергея Шестакова, генерального директора Luxms, компания имеет многолетний опыт как миграции базовой аналитики с передовых зарубежных BI-систем, так и решения нестандартных аналитических задач. Она предлагает систему Luxms BI, с помощью которой можно осуществлять сбор, обработку, визуализацию данных, встраивать управленческий контроль во внутренние процессы, создавать интерактивные отчеты. Сергей Шестаков привел несколько примеров уже реализованных проектов в крупных компаниях.

Масштабируемый кластер Luxms BI

Источник: Luxms, 2020

Дмитрий Дорофеев, главный архитектор Luxms, отметил, что Luxms BI проектировался так, чтобы пользователям не надо было долго ждать результатов анализа. Основой этого стала дата-центричность решения, поддержка массивно-параллельной обработки данных и одновременная поддержка горячих, теплых и холодных слоев данных. Все компоненты системы легко масштабируются и нативно работают на «Эльбрусах».

Презентацию отечественных решений, способных заменить популярные иностранные программные продукты, продолжил Иван Ивлев, заместитель директора департамента развития системных продуктов «Ред Софт». Операционная система «РедОС» на базе Linux разрабатывается с 2014 г. Задолго до государственной программы импортозамещения она была внедрена в ФССП России. Сегодня на ней организовано более 85% рабочих мест и функционирует 99% серверов в ведомстве.

Рабочая станция на базе РедОС

Источник: Ред Софт, 2020

В состав каждого релиза входят конфигурации для сервера и рабочей станции. Конфигурация «Рабочая станция» содержит все необходимые пользователям приложения. В состав конфигурации «Сервер» входит набор пакетов, из которых можно построить сервер любого уровня. Все версии моментально получают необходимые сертификаты ФСБ и ФСТЭК. В связи с массовым переходом на удаленную работу компания выпустила также версию LiveUSB «Ред ОС», которую можно оперативно загрузить на домашний компьютер и создать доверенную среду, изолированную от основной ОС.

Владимир Никончук, руководитель отдела поддержки продаж компании «Открытая мобильная платформа», рассказал о еще одном отечественном продукте — мобильной операционной системе «Аврора». Центр ее разработки находится на территории России. ОС внесена в реестр отечественного ПО, сертифицирована ФСБ и ФСТЭК, в нее встроены средства защиты от несанкционированного доступа.

Мобильная платформа «Аврора Центр»

Источник: Открытая мобильная платформа, 2020

Также имеется собственная платформа управления устройствами. Она позволяет проводить их инвентаризацию и мониторинг, осуществлять удаленную конфигурацию, устанавливать обновления или удалять корпоративные приложения без участия пользователя, контролировать прошивку и обновление ОС, создавать корпоративный магазин приложений.

Импортозамещение и цифровая трансформация

По мнению Дмитрия Гребенщикова, директора по импортозамещению «Диасофт», важно, чтобы политика импортозамещения не мешала процессам цифровой трансформации, ограничивая возможности ИТ–индустрии. А для этого надо направить уже имеющиеся технологии, в том числе и западные, в госкомпании, сделав их использование безопасным.

Компания предлагает три подхода к импортозамещению. Первый — разработка нового функционала. «Диасофт» выпустил новую версию платформы Digital Q, на которой собраны все лучшие практики разработки на базе Open Source.

Второй подход — миграция решения, построенного на западных технологиях, на российский стэк. «Диасофт» предлагает автоматизировать этот процесс, то есть взять все лучшее, что уже имеется, и перенести на российскую платформу.

Третий подход — исключить из решения западные компоненты. Например, при помощи Diasoft Database Adapter перенести данные из СУБД Oracle в другую базу данных.

Проект по замене SAP

Источник: Diasoft, 2020

Дмитрий Гребенщиков привел несколько примеров. Так, компанией «Диасофт» был разработан электронный паспорт муниципального образования для правительства Республики Бурятия. Система обеспечивает оперативный сбор данных, предоставляет возможность просмотра отчетов, позволяет управлять информационными разделами, ролями и правами доступа к порталу по разделам. С ее помощью можно гибко настраивать бизнес-процессы и правила, отчетные и опросные формы, интеграционные взаимодействия с внешними системами. Подобное решение внедрено также в Минобороны для сбора оперативной отчетности.

Илья Зайчиков, product Owner СЭД «Тезис» компании Haulmont, рассказал, что разработанная его компанией система электронного документооборота востребована не только в России, но и за ее пределами. Требования зарубежных заказчиков ничем не отличаются от российских. Все хотят, чтобы внедрение было экономически выгодно. Система должна быстро решать любые задачи, легко дорабатываться, базироваться на популярном языке программирования, быть кросс-платформенной и поддерживать доступ из любой точки. Все эти возможности были заложены в СЭД «Тезис» изначально. «Российское ПО может стать синонимом высокого качества так же, как российские программисты сегодня воспринимаются во всем мире как высоко квалифицированные», — говорит Илья Зайчиков.

Возвращаясь к теме импортозамещения, он подчеркнул, что российские заказчики хотят не просто заменить западный продукт на отечественный, но получить от этого максимальную выгоду. Он напомнил, что многие из них переходили на Open Source решения и до того, как это стало обязанностью. На западе, где никто не обязывает компании переходить на какие-либо программные продукты, выбор обусловлен исключительно прагматическими причинами.

Импортозамещение: за и против

В компании «Зарубежнефть» разработан план перехода на отечественное программное обеспечение до 2021 г., рассказал Дмитрий Турчановский, заместитель начальника Управления информационных технологий «Зарубежнефть». Сформирована команда проекта, определены его цели и задачи, разработаны КПЭ, составлена дорожная карта с рассмотрением промежуточных результатов на экспертной группе и предоставлением ключевых результатов руководству компании. «Для реализации программы не создавалось отдельное структурное подразделение. Она реализуется как внутренний проект улучшений с привлечением внешней экспертизы», — подчеркнул Дмитрий Турчановский.

Основные выводы по результатам тестирования

Источник: Зарубежнефть, 2020

В 2019 г. в компании провели тестирование имеющихся информационных систем и анализ решений, представленных в реестре российского ПО, на предмет их применимости в «Зарубежнефти». После этого стартовали первые проекты. Дмитрий Турчановский поделился опытом внедрения Центра оперативного мониторинга (ЦОМ) на базе отечественного по Asodu-WS, «: Зарплата и управление персоналом», собственной системы интегрированного проектирования (Nestroway).

Сергей Терсков, заместитель руководителя по ИТ ФБ МСЭ Минтруда России, рассказал об опыте импортозамещения в сфере медико-социальной экспертизы (МСЭ). Проект стартовал в 2011 г. с создания государственной информационной системы ГИС МСЭ. В 2013 г. она была внедрения во всех бюро МСЭ России. В 2017 г. была завершена интеграция решения с федеральным регистром инвалидов (ФГИС ФРИ).

Концептуальная объектная модель ГИС

Источник: ФБ МСЭ Минтруда России, 2020

На сегодняшний день все документы МСЭ порождаются в электронной форме, большинство из них подписывается электронной подписью. Достигнута готовность для перехода к полностью электронному документообороту.

Кирилл Васильев, начальник отдела информационных технологий НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова, отметил, что кроме неоспоримых преимуществ импортозамещения, таких как независимость от иностранных продуктов и развитие отечественной индустрии, у этого подхода есть и недостатки. Так, российские решения имеют множество недоработок, пользователям часто сложно их освоить. По словам Кирилла Васильева, заместить системное и офисное программное обеспечение не представляет особого труда. Вопросы возникают с специальным ПО медицинского назначения, которое зачастую поставляется вместе с импортным медоборудованием.

Проект импортозамещения в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова начался два года назад. На первом этапе Linux был установлен на 250 из 900 компьютеров. Под него было запущено необходимое для работы специальное программное обеспечение, офисный пакет на базе СПО и медицинская информационная система. В числе проблем, с которыми организации пришлось столкнуться, Кирилл Васильев отмечает отсутствие проработанного решения, плохую совместимость «железа», сложность администрирования, высокие требования к мощности сервера и к сети. Из-за этого к настоящему моменту организации удалось заменить на российские аналоги только около 30% программного обеспечения.

Импортозамещение в сфере образования в Крыму началось в 2018 году, отметил Дмитрий Окунь, начальник управления информационно-технического сопровождения Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым. Первый проект — подключение к федеральному реестру сведений о документах об образовании (ФИС ФРДО) всех образовательных учреждений. Оборудование одного рабочего места для сотрудника, отвечающего за эту работу, обходилось примерно в ₽100 тыс. Было решено перейти на тонкий клиент и создать единое решение, через которое можно будет это делать. Основная экономия была достигнута за счет централизованного обеспечения информационной безопасности. Только за 2018 Г было сэкономлено ₽10 млн, за 2019 г. — ₽15 млн.

Также на базе отечественного ПО создана автоматизированная информационная система «Крымская республиканская образовательная сеть» (АИС КРОС), приобретены интерактивные панели и ноутбуки-трансформеры отечественной сборки в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». В 2020 г. для 259 образовательных учреждений Республики Крым закуплено 7,5 тыс. ноутбуков. Одной из основных задач также является использование единой системы электронных журналов, которые позволяют формировать профиль образовательной организации и отчетность исключительно в электронном виде.

В числе сложностей, с которыми пришлось столкнуться, Дмитрий Окунь назвал низкую функциональность некоторого отечественного программного обеспечения (например, сильно урезан функционал криптопровайдеров, а их настройка вызывает дополнительные сложности), невозможность работы с любой компьютерной техникой (например, ноутбуки-трансформеры) и стоимость отечественного программного обеспечения.