Необходимость цифровой трансформации ни у кого не вызывает сомнений. Однако вопрос о том, с чего начать и как сделать так, чтобы она была максимально успешной и экономически выгодной для бизнеса, волнует многих. Об этом говорили участники организованной CNews Conferences конференции «ИТ-стратегия 2020: новые векторы цифровизации».
С чего начать
«Все понимают, что цифровая трансформация неизбежна, но когда речь заходит о разработке стратегии, оказывается, что все не так просто», – говорит Евгений Соломатин, руководитель программы «МВА-Телеком» бизнес-школы МИРБИС. Уровень готовности к цифровой трансформации разных отраслей сильно отличается и зависит от их конкурентности и консервативности. В списке самых продвинутых – медиа, телеком, ритейл, банковский сектор. В списке отстающих – госсектор, нефтегаз, здравоохранение.
Во многих компаниях на место CIO приходит CDO, от которого ждут не внедрения информационных технологий, а оптимизации бизнес-процессов. При этом некоторые идут от бизнес-задач, а некоторые изучают появляющиеся технологии и оценивают эффективность их применения в компании. По словам Евгения Соломатина, цифровая трансформация – это использование новых технологий в трех основных областях: создание новых моделей бизнеса, изменение инфраструктуры и раскрытие потенциала людей.
Каждое предприятие должно пройти три этапа. Первый – автоматизация, в ходе которой происходит внедрение ИТ–решений и систем, «накрывающих» уже имеющиеся процессы. Так как «нельзя автоматизировать хаос», процессы меняют под имеющуюся ИТ-систему с заданным функционалом и архитектурой процессов. При этом существо основных бизнес-процессов почти не меняется.
На втором этапе – диджитализации – происходит улучшение существующих процессов путем внедрения ИТ, их реинжиниринг для повышения эффективности бизнеса, возможно, с изменением всей архитектуры. Набирает популярность анализ данных для принятия производственных и управленческих решений.
И лишь после этого наступает время третьего этапа – цифровой трансформации, то есть построения бизнеса на основе платформ. Это несет с собой резкое снижение транзакционных издержек, способствует появлению новых бизнес–моделей на стыке новых технологий, моделей поведения потребителей, партнерств в экосистеме. Объединение возможностей новых технологий и традиционных видов бизнеса компаний (например, онлайн и офлайн) ведет к появлению новых продуктов с новыми качествами и потребительскими характеристиками.
За счет широкого использования данных и цифровых моделей цифровая трансформация позволяет добиться принципиально нового качества управленческих решений на всех уровнях управления. Она несет с собой тотальную интеграцию сквозных производственных и логистических цепочек — от разработки изделий до обслуживания заказчиков и минимизацию человеческого фактора во всех процессах. Кроме того, растет эффективность внутриотраслевой, межведомственной и межгосударственной кооперации, ускоряется процесс генерации и внедрения инноваций.
Для того, чтобы процесс цифровизации был успешным, надо выявить «болевые точки» организации. К этой работе необходимо привлекать топ-менеджмент компании – только тогда он будет в дальнейшем способствовать внедрению цифровых технологий. На следующем этапе предстоит оценить, какие технологии принесут наибольший эффект. Для выявления потенциала роста эффективности нужен анализ производственных процессов. На основе цифровых технологий их можно «пересобрать» и перезапустить.
По мнению Евгения Соломатина, ключевую роль в цифровой трансформации играет ИТ-блок. Именно он выявляет текущее состояние автоматизации бизнес-процессов компании, определяет целевое состояние, формирует целевую ИТ и технологическую архитектуру на основании целевых потребностей. В его компетенции входит определение критериев выбора систем автоматизации бизнес–процессов, нейтрализация возможных рисков при внедрении ИТ–систем в целях обеспечения цифровой трансформации, а также реализация плана перехода от текущего состояния инфраструктуры к целевому в заданные сроки и в рамках бюджета.
Технологии по подписке
SberCloud – облачная платформа группы Сбербанк. Инфраструктура, информационно-технологические платформы и услуги SberCloud являются основой цифровой экосистемы Сбербанка, а также предоставляются внешним клиентам – компаниям и государственным организациям, рассказал Шамиль Каюмов, директор по развитию бизнеса SberCloud.
Основой облака является самый мощный в России компьютер «Кристофари» – он был запущен в конце 2019 г. «Кристофари» базируется на высокопроизводительных модулях NVidia DGX-2, оснащенных графическими ускорителями Tesla V100. Эффективная производительность компьютера составляет 6,7 PFLOPs (согласно тесту LINPACK). Пиковая производительность – 8,8 PFLOPs. «Кристофари» – единственный российский суперкомпьютер, созданный специально для работы с алгоритмами искусственного интеллекта. Его мощности позволяют обучать программные модели, основанные на сложных нейронных сетях. Он предназначен для научно-исследовательских, коммерческих и государственных организаций, работающих в различных отраслях экономики – нефтегазовой, электроэнергетике, тяжелой промышленности, медицине, телекоммуникациях, ритейле, финансовом секторе и пр.
В прошлом году SberCloud представила платформу AI Cloud, в рамках которой реализована услуга SberCloud Model Training — сервис для разработки моделей машинного и глубокого обучения на базе облачной версии Jupyter Notebook, а также ускоренного обучения искусственного интеллекта. В этом году набор услуг в рамках AI Cloud будет расширен, появится кабинет дата-аналитика SberCloud Data Scientist Toolkit, а также сервисы High Perfomance Computing и Model Inference.
По мнению Шамиля Каюмова, главным трендом сегодняшнего дня является развитие систем прогнозирования при принятии стратегических решений. «Качество прогнозов зависит от качества исходных данных, от количества факторов, принимающихся во внимание, – говорит он. – Ранее успешные предприниматели принимали стратегические решения на основе анализа информации часто интуитивно, информация была ограниченной, скупой, рынки были локальные. Сейчас информационные потоки возросли, увеличилась их скорость, человеческий мозг не успевает качественно обработать такой огромный и разнообразный информационный поток. Качество прогнозов, которые может сделать отдельный человек, катастрофически падает. Нужен новый подход».
По словам Шамиля Каюмова, можно создавать собственную аналитическую службу, но это очень дорого. Использование инструментов из облака обойдется на три порядка дешевле. «В последние годы математические модели различных процессов существенно улучшились. Плюс появились вычислительные мощности для их расчетов. И этим надо пользоваться», – уверен эксперт.
Александр Гревцев, директор по ИТ «Корпорации Казахмыс», рассказал об ИТ-стратегии одного из крупнейших холдингов по добыче меди и поделился методологией цифровизации. Он отметил, что практически все проекты компания реализует собственными силами – в ней есть солидный штат собственных разработчиков. По словам Александра Гревцева, это существенно дешевле, чем привлекать сторонних исполнителей.
На первом этапе «Корпорация Казахмыс» провела диагностику текущего состояния и определила направления оптимизации ИТ–систем. Затем были выбраны шесть ключевых направлений, которые необходимо модернизировать в первую очередь, и составлен план работ. Был разработан средне- и долгосрочный инвестиционный план развития информационных технологий, результатом которого должно стать создание единой платформы управления холдингом как важнейшего элемента «Индустрии 4.0». В будущем платформа должна стать площадкой для взаимодействия производственных информационных телекоммуникаций, интеграции профильных подразделений компании.
Платформа объединит более 150 бизнес-процессов, более 120 отчетов и форм. На ней будут расположены индивидуальные дэшборды. Она позволит организовать работу в мобильном приложении, будет интегрирована с системой управления персоналом, системой проверки рисковых контрагентов, телефонным справочником и т.д.
План цифровизации бизнес-процессов
Источник: Корпорация Казахмыс, 2020
На сегодняшний день в компании внедрена и успешно эксплуатируется система электронного документооборота KazDocuments. Завершен проект перехода на единую ERP на базе «1С». Внедряется MES-система. Создана база для развития цифровизации на всех предприятиях компании.