Банковский бизнес будет расти за счет роботизации и работы с данными

По мнению участников организованной CNews Conferences конференции «ИКТ в финансовом секторе: вызовы и препятствия на пути к цифровым банкам», основными двигателями процесса цифровизации банков являются регуляторы и, конечно, клиенты, которые все чаще предпочитают общение в режиме онлайн личному походу в офис. Будущее развития финансового сектора за роботизацией рутинных процессов и монетизацией огромных объемов данных.

Как работать с данными

Для большинства банков сохранность и управление данными – одна из основных задач. При этом объемы данных постоянно растут, управлять ими становится сложнее, как следствие растет стоимость их хранения. Большая часть этих данных, согласно аналитическим исследованиями, либо потеряла свою актуальность и, как следствие, ценность, либо вовсе не классифицирована. «Тем не менее, просто так удалить мы их не можем, как многие не могут расстаться со своими старыми вещами или, что более понятно, как мы не удаляем старые фотографии», – говорит Михаил Кротов, менеджер по продажам Veritas.

Данные надо не только защищать, но и наладить их коммерческое использование. Veritas предлагает для сбора, обработки и формирования отчетов решение Veritas Aptare – зонтичное решение, которое не требует установки агентов на системах и не ориентировано на конкретное оборудование и ПО. В результате его использования пользователь получает наглядные отчеты по состоянию имеющейся инфраструктуры и используемых ресурсов.

Бизнес-задачи в ИТ-сфере


Источник: Veritas, 2019

Около 60% времени аналитиков уходит на очистку и структурирование данных, а 19% времени – на их сбор. 76% аналитиков считают подготовку данных самой затратной задачей, продолжает Роман Павлов, архитектор бизнес-решений в области аналитики больших данных и IoTHitachi Vantara. При этом 92% финансовых организаций планируют внедрять прогнозные модели на основе машинного обучения, и эти модели должны быть интегрированы в промышленные потоки данных.

Одна из важнейших задач – борьба с мошенничеством. Современные мошенники научились использовать не только структурированную, но и неструктурированную информацию. Поэтому для банков очень важно на лету анализировать информацию в озере данных и потоки транзакций, ленты новостных агентств и устройств, логи и события с серверов. То есть подключаться к любым источникам данных, быстро их обрабатывать, строить инфографику и только потом принимать решение. Компания Hitachi Vantara предлагает использовать решения, помогающие быстро тестировать и перестраивать модели машинного обучения благодаря подключению к конвейеру данных Pentaho.

Обработка данных на базе конвейера Pentaho


Источник: Hitachi Vantara, 2019

Роман Павлов привел пример одного из российских банков топ-10. Он столкнулся с тем, что не успевал перенастраивать свою систему борьбы с мошенничеством из-за того, что приходилось по полгода ждать дозакупки платных коннекторов существующего решения известного вендора. Благодаря использованию предлагаемой Hitachi Vantara технологии скорость реакции на новые виды мошенничества увеличилась в 3-5 раз. Также в списке реализованных в России проектов решение для страховой компании топ-10 и др.

Эволюция или революция

По мнению Екатерины Забродовой, директора по проектам UmbrellaIT, информационные технологии становятся основой финансовой индустрии. Клиент общается с банком около 17 раз в месяц, из них только 1 раз лично – в отделении. Именно поэтому рынок ИТ для банковского сектора будет продолжать развиваться. Это развитие может происходить эволюционно (силами крупных компаний) или революционно (силами стартапов).

У каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы: стартапы – это, в первую очередь, быстрая реакция на запросы рынка, а крупные компании – стабильность и предсказуемость результатов. Чтобы их объединить, можно создать стартап внутри корпорации: купить готовый бизнес, создать отдел по работе со стартапами или найти партнера, который умеет организовывать внутренние стартапы. Екатерина Забродова подробно описала плюсы и минусы таких подходов и предложила участникам конференции воспользоваться услугами UmbrellaIT для того, чтобы ускорить вывод на рынок новых продуктов и при этом сократить риски того, что они окажутся неприбыльными.

Банки действительно сокращают число офисов, но для многих граждан офис – это единственное место, где они могут получить банковские услуги, уверен Александр Бычков, директор ДИТ Геобанка. Основа работы банка – автоматизированная банковская система (АБС), к которой подключаются различные приложения. В результате у большинства банков формируется целый «зоопарк» решений. Геобанк пошел по пути создания собственного решения для бэк-офиса, роботизировал рутинные операции, формализовал все внутренние бизнес-процессы и полностью отказался в них от бумаги. По мнению Александра Бычкова, в будущем ЦБ вообще не будет запрашивать у банков никаких отчетов, а сможет получать их самостоятельно из внутренних АБС.

До самого последнего времени работа банка автоматизировалась с помощью бэк-офисных решений и процессинга. Неожиданно в эту устоявшуюся годами схему ворвался онлайн, продолжил тему Илья Батай, CIO «Альфа-Капитал». С точки зрения ИТ это значит, что появились задачи, которые надо решать очень быстро и в тесном взаимодействии с бизнесом.

Следом за этим на финансовом рынке стало появляться все больше финтех-компаний, основное преимущество которых заключается в скорости реагирования за запросы клиентов. Банки начали активно их приобретать в надежде повысить таким образом конкурентоспособность. Однако продукты Agile-команд часто разбиваются о традиционные процессы обеспечения информационной безопасности и поддержки. Еще одна проблема заключается в том, кто будет нести ответственность за то, что после запуска очередного сервиса, например, стал недоступен сайт.

По мнению Ильи Батая, в процессе объединения ITSM и Agile нужен баланс. Необходимо четко определить, какие процессы ни в коем случае нельзя трогать, а какие можно запускать по Agile.

Опыт заказчиков

Еще несколько лет назад банки тратили огромное количество времени на взаимодействие с регуляторами и бизнес-клиентами: все общение происходило в бумажном виде. Сегодня ситуация коренным образом изменилась – в финансовом секторе идет активная диджитализация. Главным ее двигателем Денис Гузовский, директор департамента ИТ-эксплуатации банка «Открытие», считает Центральный банк, налоговую службу (ФНС) и службу судебных приставов (ФССП).

Такие решения как национальная система платежных карт (НСПК), система моментальных платежей, национальная биометрическая платформа, переход к автоматизированной сдаче налоговой отчетности и передаче информации о должниках в электронном виде уже стали важнейшими стимулами для развития банковской отрасли. По мнению Дениса Гузовского, будущее за тотальной диджитализацией финансовых сервисов, развитием синергии с электронным правительством и формированием полноценной экосистемы в банковском секторе.

О том, как оценить эффективность роботизации банка, рассказала Наталья Роменская, директор по цифровой трансформации группы ВТБ. В числе метрик: сколько новых сотрудников не нанял банк потому, что их работу передали роботу, как увеличилось число клиентских запросов благодаря тому, что робот быстро ответил на телефонный звонок и так далее.

Как роботизация повышает эффективность банка


Источник: ВТБ, 2019

По ее словам, лучшие практики свидетельствуют, что до 40% ручных операций имеют высокий потенциал для роботизации. Даже при самом консервативном подходе к оценке эффекта получается, что доля RPA в общем оптимизационном эффекте может доходить до 10%. В ВТБ для расчета экономического эффекта от роботизации используются три основные метрики. Первая – экономия трудозатрат. Решение считается эффективным, если благодаря нему банк может уволить или не принять на работу 3 человек. Вторая – рост доходов бизнеса за счет расширения, привлечения дополнительных клиентов или удержания партнеров благодаря оптимизации процессов под их требования. И третья – снижение операционных рисков путем сокращения числа кросс-проверок и вероятности наступления рисковых событий.

«Когда-то RPA использовались в банке как временные решения – до тех пор, пока не будет создано что-то более основательное. Теперь ситуация изменилась. Банк заинтересован в том, чтобы как можно быстрее создавать новые сервисы. А значит, будущее за роботизацией», – говорит Наталья Роменская.

Татьяна Гордиенко, исполнительный директор центра управления развития казначейства Газпромбанка, рассказала об инновационном подходе к технологии управления комплексной автоматизацией банка, основная идея которого состоит в том, чтобы рассматривать управленческие инструменты не как отдельные дисциплины, а как органичные части единой интегрированной управленческой технологии.

Это ведет к снижению неопределенности – модели корпоративной архитектуры формируют единое прозрачное представление о том, как устроена организация. Повышается доступность информации: модели корпоративной архитектуры становятся единой базой знаний, доступной для всех стейкхолдеров; единая «платформа знаний» вовлекает сотрудников в регулярную экспертизу знаний и их развитие; единое понятийное пространство поддерживается общей средой коммуникаций. Понятным становится процесс управления изменениями: каждое новое ожидаемое событие описывается в модели и оценивается с точки зрения влияния на будущие результаты, а ожидаемые отклонения влекут за собой оценку рисков и выработку своевременных управленческих инициатив.

Развитию брокерского бизнеса посвятил свое выступление Ярослав Кабаков, директор по стратегии группы «Финам». Сегодня на этот рынок выходит все больше частных инвесторов. В свое время «Финам» запустил программу брокерского обслуживания WhiteLabel. Она позволяет партнерам предоставлять брокерские услуги «Финам» под брендом своей компании. При этом «Финам» предоставляет всю необходимую инфраструктуру, а банк размещает на сайте ссылку на нее для своих клиентов. Компания также реализовала совместный проект с banki.ruпо покупке акций без открытия брокерского счета.