Business Process Management (BPM) по праву можно считать одной из самых технологичных управленческих дисциплин и точно самой «богатой» по способам реализации. Но на сегодняшний день ясно одно – в эпоху цифровой трансформации технологии BPMS получают новый импульс и становятся источником получения дополнительных конкурентных преимуществ, а в некоторых случаях – средством выживания для бизнеса. Об этом 20 сентября говорили участники конференции «BPM 2016: как добиться эффекта от использования». По сравнению с предыдущими годами доклады участников раскрывали больше примеров повышения эффективности процессов за счет использования специализированного программного обеспечения BPM Suite.
Одной из наиболее подверженных цифровой трансформации оказалась образовательная деятельность. Андрей Коптелов, директор департамента по оптимизации бизнес-процессов холдинга «Синергия», рассказал об общих тенденциях развития образовательных процессов и о личном преподавательском опыте работы в новых условиях.
Востребованность дистанционного получения высшего образования сложно переоценить, поэтому учебные заведения стремятся повысить свою привлекательность, постоянно расширяя спектр образовательных услуг, оказываемых дистанционно. На сегодняшний день студенты имеют возможность самостоятельно выбирать учебные курсы, а также самостоятельно решать, в какое время выполнять учебные задания. Такой подход позволяет студентам более качественно усваивать материал. Все это становится возможным благодаря интернет-технологиям, правильной организации процессов и специальному программному обеспечению.
Цифровая трансформация не только отразилась на образовательном процессе, но и привела к изменению основных процессов самого вуза, который, с одной стороны, сократил затраты на обеспечивающие процессы, связанные с содержанием аудиторного фонда, но, одновременно получил более широкие возможности привлечения лекторов и преподавателей ведущих вузов мира.
Банки и телекоммуникационные компании по праву считаются передовиками процессного развития. Технологии, применяемые в банках, позволяют совершать миллионы транзакций ежеминутно. Банкоматы, онлайн банкинг, мобильные приложения – все это является неотъемлемыми атрибутами современной жизни. Но не меньшее значение имеет и фронт-офис банка, где клиент общается не с «машиной», а с живым человеком. Но, несмотря на присутствие человеческого фактора, процесс должен исполняться быстро и качественно. Поэтому для автоматизации фронт-офиса в азербайджанском «Капитал Банке» используют систему ELMA BPM. В совместном докладе руководителя процессного офиса «Капитал Банка» Фуада Гусейнова и исполнительного директора компании ELMA Дмитрия Опарина приведены ключевые факторы, повлиявшие на выбор системы, а также дана оценка эффективности проекта и достигнутых результатов. В планах банка автоматизация новых процессов, а также совершенствование старых и управление операционной эффективностью.
Об опасности игнорирования необходимости управления процессами говорил также менеджер по развитию международного бизнеса Camunda Services GmbH Шухратджон Ашуров. На примерах телекоммуникаций и финансового сервиса он продемонстрировал, как меняются показатели бизнеса, и отметил значимость применения стандартов в описании бизнес-процессов, кейсов и бизнес-правил. Comunda является членом OMG (Object Management Group), разработчика так называемого «трио»: нотаций BPMN (Business Process Model & Notation), CMMN (Case Management Model & Notation) и DMN (Decision Model & Notation).
BPM – это, прежде всего, бизнес. Именно доступность технологий для понимания бизнес-пользователями делает привлекательными системы BPMS для большинства руководителей. И большое значение имеет удобство восприятия информации. Такое удобство обеспечивает система ЭЛМА BPM, которая была выбрана компанией «Темпесто» для автоматизации бизнес-процессов. Роман Яхин, технический директор компании «Импелтех», BPMS-интегратора, выполнявшей работы по внедрению ЭЛМА BPM в «Темпесто», рассказал о целях проекта и продемонстрировал, как выглядит интерфейс пользователя системы.
Виталий Елиферов, независимый консультант, член Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами, переводчик и редактор BPM CBOK, обратил внимание слушателей на большую ответственность, которая сегодня ложится на роль аналитика в реализации BPM проектов. Часто, увлекаясь описанием процессов, аналитики уделяют инструментам моделирования больше внимания, чем проблемам управления. И в некоторых случаях уровня компетенции сотрудников, принятых на должность «аналитик» просто не хватает для решения тех задач, которые на них возлагают. Это приводит к тому, что BPM-проекты проваливаются или превращаются в проекты по внедрению софта.
В настоящее время российской Ассоциацией ABPMP совместно с Магнитогорским металлургическим комбинатом инициирован проект по созданию профстандарта «Специалист по процессному управлению», в котором будут четко прописаны все требования к таким специалистам.
О деятельности ABPMP Russia говорила также вице-президент по операциям Ассоциации Юлия Вагнер. Она отметила, что в эпоху набирающей обороты цифровой трансформации новый импульс приобретают системы BPM Suite, которые обладают огромным потенциалом для превращения процессов в «источник бесперебойного питания» для ведения бизнеса в условиях постоянных изменений. Ассоциация проводит регулярные семинары и мастер-классы, на которых участники обмениваются опытом, делятся кейсами, знакомятся с возможностями BPMS. В 2016 году вышла в продажу книга BPM CBOK 3.0, перевод которой был сделан группой членов Ассоциации. В настоящее время ведется работа по созданию глоссария BPMN.
На опыте внедрения и оптимизации внешних и внутренних процессов через ЭДО, менеджер по развитию бизнес-проектов Paulig Group Игорь Кастильо показал, насколько гибко может работать компания со своими контрагентами, если ее процессы прозрачны и технологичны. Помимо того, что все заказы принимаются и обрабатываются в системе, что позволяет более гибко планировать поставки и снижать логистические расходы, компания встроила в эту систему и поставщиков сырья. Поставщик самостоятельно отслеживает остатки сырья на складе и обеспечивает своевременную поставку, согласовав ее в системе ЭДО.
Противоположный подход к управлению процессами продемонстрировал архитектор ИТ компании «Тойота Мотор» Александр Котиков. Компании было достаточно ограничиться описанием процессов, и для этой цели были выбраны нотации VAD и EPC. Эти процессы, по словам Александра, используются на границах автоматизации.
Построение системы управления на основе процессов – это больше, чем описание или автоматизация отдельных процессов или даже их совокупности. Прежде всего, необходимо понимать, что основой любого управления являются стратегия, целеполагание. Поэтому процессы необходимо рассматривать как механизм реализации поставленных целей. Следовательно, процессы должны меняться вместе с тем, как меняются цели. Профессор РАНХиГС Александр Алёшин в своем докладе остановился на теме управления жизненными циклами процессов и модели ролевого распределения в циклах PDCA и SDCA.
На практике цикл PDCA (Play-Do-Check-Act) работает там, где автоматизация процессов не является конечной целью проекта BPM. Это наглядно продемонстрировал в своем докладе Александр Погодаев, член Ассоциации ABPMP. На примере проектной организации он рассказал, как создавалась система управления процессами, какие изменения переживала, чего удалось достичь. Уроки, извлеченные в ходе реализации BPM-проекта и опыт работы проектной команды безусловно будут полезны тем, для кого вопрос по выбору пути реализации BPM еще не решен.
Конференции на тему BPM – это площадка, где встречаются представители совершенно разных областей бизнеса, науки, ИТ-специальностей. Объединяет их одно – интерес к управлению процессами. Разговаривая на языке процессов, они прекрасно понимают друг друга, сокращая тот самый «разрыв между бизнесом и ИТ».
Презентации участников форума